Что такое паушальный взнос и роялти простыми словами: кто и кому выплачивает + способы и размер оплаты

Просмотров: 21058
Комменты: 0
01 Янв 2018
Автор статьи: Редакция Авторский состав проекта.

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о паушальном взносе.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что значит паушальный взнос.
  2. Как рассчитывают паушальный взнос.
  3. Бывают ли франшизы без паушального взноса.

Что такое паушальный взнос

Бизнес — очень рискованное дело. Официальная статистика гласит: около 80% открываемых компаний живут не больше 1 года, 10% — не дольше 3 лет, 5% — 5 лет. И лишь оставшиеся 5% остаются в деле на долгий срок. Эта статистика не учитывает продажи стартапов, закрытие бизнеса от потери интереса и другие подводные камни, но она говорит о главном: нет никаких гарантий, что ваше собственное дело не закроется в ближайшие несколько месяцев.

Именно поэтому распространен франчайзинговый бизнес. Он позволяет уменьшить риски, получить в распоряжение опыт компании, которая не один десяток лет занимается бизнесом. То есть вы получите готовый рецепт того, как надо вести дела, но за это придется платить. Одной из статей расхода на франшизу является паушальный взнос.

Паушальный взнос — фиксированная плата, которую перечисляет покупатель франшизы за право использования товарного знака.

Простыми словами, такой взнос — это стоимость покупки товарного знака и всех знаний по ведению бизнеса, которые может предложить компания.

Почему платится паушальный взнос

Паушальный взнос состоит сразу из нескольких статей: продажи товарного знака и консультации по ведению бизнеса. Крупные франчайзеры, например, «McDonald’s» не только дают советы относительно того, как правильно расположить ресторан и что там продавать, но и полностью курируют процесс.

Они набирают персонал, находят поставщиков оборудования, обучают работников, составляют меню исходя из месторасположения ресторана и доходов населения, а также периодически проводят маркетинговый анализ. На начало бизнеса франчайзер внимательно изучает перспективу будущего дела, проводит ряд консультаций, обучает предпринимателя азам работы в своей сфере и только потом позволяет вести дела под своим товарным знаком.

Рекомендуем прочитать: Фирменное наименование организации: требования, регистрация и право на название.

То есть паушальный взнос в большинстве своем — это оплата услуг сотрудников компании по предварительному анализу и ведению бизнеса. И только во вторую очередь — это прямая плата за пользование авторскими правами. В процентном соотношении это примерно 80% на 20%: информация по ведению бизнеса стоит гораздо больше денег, чем право вести дела под известным брендом.

Паушальный взнос и роялти

Помимо паушального взноса, большинство франчайзеров обязывают своих клиентов платить им роялти.

Роялти — ежемесячные платежи, которые перечисляет франчайзи за право пользования франшизой. Роялти является одним из основных доходов компании-франчайзера.

Некоторые франчайзеры отказываются от роялти и делают больше паушальный взнос. Такой подход показывает отношение бизнесмена: ему неважно, как будет вестись бизнес. У людей, которые продают свой товарный знак за фиксированную сумму в голове только одно: получить доход здесь и сейчас.

Роялти — это своеобразная гарантия заинтересованности компании в клиенте. Чем успешнее вы будете вести бизнес, тем больше денег принесете франчайзеру.

Как определяется размер паушального взноса и роялти

Ведущие компании определяют размер паушального взноса примерно так:

Сумма затрат на анализ, разработку маркетингового плана и работу по обучению + потенциальные риски.

Потенциальные риски связаны с нанесением ущерба бренду, если предприниматель будет вести дела неправильно. Компании с мировым именем заботятся о том, чтобы в глазах клиентов они выглядели так, как сами этого хотят. В случае с тем же «McDonald’s», это сеть ресторанов быстрого питания, которая заботится о качестве продукции.

Размер роялти каждый франчайзер определяет самостоятельно, используя свои методы расчета. В её стоимость входят:

  • Затраты на постоянные консультации.
  • Затраты на обучение сотрудников.
  • Затраты на анализ показателей.
  • Прибыль франчайзера.

Часто люди думают, что роялти — просто прибыль, которую получает владелец франшизы. Но это далеко не так. В компаниях франчайзера помимо работников основного бизнеса, есть множество работников, которые занимаются стратегическим планированием для новых точек. В случае с розничными магазинами они постоянно подбирают ассортимент товара, смотрят, что лучше продается, подбирают необходимый алгоритм торговли.

Помимо роялти, условия некоторых франшиз обязывают своих покупателей делать взносы на рекламу. Это взаимовыгодное сотрудничество: главная компания занимается разработкой всех рекламных креативов, находит пути внедрения и создает имидж бренда, тогда как франчайзи перечисляют небольшую часть денег, которая только частично идет на покрытие рекламных затрат.

Как можно оплачивать паушальный взнос

Большинство франшиз предоставляет возможность частичной оплаты паушального взноса и расходов на открытие бизнеса по франшизе. Цена за готовое место складывается не только из паушального взноса и роялти, но и из всех затрат на помещение, оборудование и персонал.

К примеру, «McDonald’s» не позволяет использовать более 50% заемных денег при покупке франшизы. То есть затраты на один ресторан составляют примерно 1 млн$, и как минимум половина средств должна быть у потенциального покупателя «на руках».

А, например, «Subway» позволяет использовать заемные средства при оплате паушального взноса. Но следует понимать, что если вы используете кредитные средства на открытие бизнеса по франшизе, вы все же рискуете. Даже франчайзер не может гарантировать вам 100%-ю успешность. Поэтому, если планируете оплачивать паушальный взнос и расходы на франшизу за счет кредитных средств, внимательно изучите возможные риски.

Франшизы без паушального взноса

Паушальный взнос не является основным доходом франчайзера. Существует несколько компаний, которые развивают свой бизнес на особых условиях.

Владельцы франшизы без паушального взноса чаще всего зарабатывают на продаже своих товаров. К примеру, компания занимается производством и продажей мягкой мебели. Но она хочет расширяться и предлагает франчайзинговую модель продвижения с одним условием: вы не платите нам паушальный взнос, но продаете нашу продукцию.

В качестве примера можно назвать:

  • «Мир удивительных товаров».
  • «РЧК» — поставка чая.
  • «Мебель братьев Баженовых» и множество других подобных компаний.

А вообще, выбрать франшизу вы всегда можете в нашем каталоге франшиз.

Все эти компании позволяют вести бизнес без паушального взноса и даже без роялти: просто за счет того, что вы будете закупать товары и продавать их в своем магазине.

Однако связываться с такими компаниями не стоит, потому что они заинтересованы не в том, чтобы вы продали их продукт, а чтобы его купили.

А также есть франшизы без роялти. Яркий пример — магазин «Пятерочка». Величина паушального взноса — 750000-1000000 рублей. Роялти нет, но вы выступаете не в качестве владельца бизнеса, а в роли главного менеджера магазина: отвечаете за работу, и вам платят 13-17% от чистой прибыли, которую имеет ваш магазин.

Как вы можете видеть, франшизы без роялти предоставляют вам не совсем те условия, которые привычны в таком бизнесе. Вы не становитесь партнером, подчиняющимся требованиям головного офиса, но ведущим бизнес самостоятельно. Чаще вы станете управляющим менеджером компании, которому платят аналог «роялти». Грубо говоря, вы сами выступаете в роли инвестора, который вкладывает деньги и получает с них определенный процент.

Комментариев нет - Читать комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector