Что такое фандрайзинг в России: виды и источники

29 марта 97 0 Автор: Kakzarabativat 97 0

Что такое франдрайзинг

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о новом направлении деятельности – фандрайзинге, который все чаще используется благотворительными и некоммерческими организациями в нашей стране.

Сегодня вы узнаете:

  • В чем заключается работа фандрайзера;
  • Какие источники используются для сбора денежных средств;
  • Какие технологии и методы применяются фандрайзинговыми фирмами;
  • В чем особенности этой деятельности в России.

Содержание

Что такое фандрайзинг

Любая организация нуждается в постоянном потоке ресурсов. Одним необходимы средства и волонтеры для благотворительных целей, другим – финансовые вливания для уверенного старта своего бизнеса или разработки.

В России большинство некоммерческих и неприбыльных организаций не занимаются систематическим и продуманным сбором средств. Поэтому у них часто встает вопрос нехватки денег, волонтеров или партнеров для сотрудничества.

Новый термин «фандрайзинг» все чаще встречается в СМИ. Он означает особую методику сбора финансовых активов и разных ресурсов для определенного проекта. К ней все чаще прибегают некоммерческие организации, которые нуждаются в волонтерской или денежной помощи.

Обозначение пошло от английского сочетания «to raise fund» и дословно переводится как «привлечение средств».

В развитых странах фандрайзинг давно и активно используется для сбора средств на такие цели:

  • Капитал для запуска и работы интересных стартапов;
  • Финансирование разработок и технических проектов в науке;
  • Содержание любительских команд и поддержка мероприятий в спортивной сфере;
  • Спонсирование кандидатов или штабов на политической арене при выборах;
  • Благотворительные нужды;
  • Материальная поддержка культурных мероприятий, театров или музеев.

Традиционный сбор пожертвований – это лишь одно из направлений работы. Результатом может стать личное время волонтеров, различные товары и услуги, скидки на процедуры или щедрые меценаты. Последние могут помочь с продвижением и рекламой, предоставить транспорт или помещение для деятельности некоммерческой организации.

Виды фандрайзинга


Опытные фандрайзеры становятся все более востребованными специалистами в России. Так называют профессионалов, которые с помощью разных способов и методов привлекают средства.

В Европе и США давно и успешно работают фирмы, предоставляющие подобные услуги на договорной основе. Яркий пример фандрайзинга – музей «Метрополитен» в Нью-Йорке. В его штате официально трудятся более 70 специалистов, задача которых – сбор пожертвований и благотворительных взносов, поиск меценатов для содержания коллекций.

Объектами сбора средств может стать выпуск диска начинающей группы или обустройство детской площадки. На серьезном уровне – это организация международных соревнований или поддержка многолетнего научного исследования.

В странах Европы разработкой стратегии профессионально занимаются целые компании и фирмы, штат которых составляют опытные маркетологи, менеджеры и юристы.

Профессиональный поиск средств может быть проектным или оперативным. В первом случае он происходит на конкретное мероприятие или стартап. Во втором – ресурсы привлекаются на обеспечение деятельности фонда, поддержание его стабильной работы.

Кроме того, фандрайзинг можно разделить на два основных вида:

  • Внутренний: вопросами поиска новых ресурсов и спонсоров занимаются менеджеры самой организации;
  • Внешний: для успешной работы привлекаются сторонние консультанты или профессиональные фандрайзеры, специальные консалтинговые компании.

Все чаще активное привлечение инвесторов необходимо для экологических и медицинских программ, социальной сферы, которые требуют всесторонней поддержки.

Источники фандрайзинга

Это интересная и абсолютно новая сфера деятельности на отечественном рынке. В процесс вовлекаются частные предприниматели и физические лица, крупные компании и государственные организации, дающие ресурсы или финансы.

Условно их можно разделить на несколько категорий:

  • Инвесторы: вкладывают с расчетом на получение прибыли или дивидендов;
  • Спонсоры: предоставляют помощь на определенных условиях, выгодных для себя;
  • Доноры: компании или частные лица, предлагающие материальную поддержку безвозмездно и на постоянной основе;
  • Меценаты: богатые люди, поддерживающие начинающие организации, творческие и невыгодные для коммерции мероприятия;
  • Грантодатели: финансируют научные или образовательные программы на конкурсной основе, выделяющие определенные суммы юным талантам.

Спонсоры и инвесторы вкладывают ресурсы с определенной выгодой: их интересует реклама на мероприятиях и раскрутка собственного бренда. Поэтому известные торговые марки часто приглашаются во время избирательных кампаний и спортивных соревнований международного класса.

Технологии сбора ресурсов

Способ поиска финансовых или технических ресурсов зависит от целей, которые ставятся перед фандрайзерами конкретной организацией или заказчиком.

Предложение или просьбу о поддержке можно сформировать только после анализа окружения и составления списка потенциальных источников. Это позволяет определиться, какие прямые или непрямые формы обращения использовать, как распространять информацию.

В любом случае необходимо строго соблюдать такие принципы, как:

  • Открытость: спонсор должен четко понимать, кому и куда пойдут его средства;
  • Полный контроль: меценаты желают видеть результаты своей помощи, хотят убедиться, что деньги потрачены по назначению;
  • Доступность: процесс оказания помощи или финансового вклада должен быть максимально простым.

Такие простые правила помогут привлечь больше людей и организаций, которые добровольно желают поддерживать благотворительные фонды или некоммерческие проекты.

Существует много инструментов и технологий, которые используют фандрайзеры. Но можно выделить несколько наиболее популярных на отечественном рынке.

Письмо-обращение к потенциальному благотворителю.

Это наиболее популярный инструмент фандрайзера. Первоначально это были стандартные бумажные письма, которые постепенно вытесняет электронная почта. Они содержат полную информацию о сборе средств, реквизиты фонда и данные о его работе за последнее время.

Его можно направлять на имя организации либо адресовать конкретному человеку, руководителю фонда или предприятия. Иногда это просьба о личной встрече или данные с реквизитами фонда, который нуждается в помощи.

Заявки на получение грантов.

Этот вид финансовой поддержки выделяется на определенный проект и не возвращаются просителем. Их часто предоставляют на обучение или под научные программы на конкурсной основе.

Задача фандрайзера – решение проблем и проведение трудоемкой работы, включающей в себя:

  • Поиск фондов и меценатов, предоставляющих гранты под поставленную задачу;
  • Разработка обращения, которое должно полностью соответствовать критериям отбора;
  • Сделать проект максимально привлекательным для грантодателя, создать положительный имидж.

Здесь помогают отзывы и характеристики, создание макета, бизнес-плана или презентации.

Ящики для сбора денег.

С таким способом аккумулирования пожертвований сталкивался каждый человек. Их устанавливают в местах с большой проходимостью, магазинах и торговых центрах. Это хороший инструмент сбора финансов для срочных операций и помощи пострадавшим от стихийного бедствия.

К сожалению, из-за увеличения случаев мошенничества доверие к этому методу сильно подорвано: требуется документальное подтверждение в виде медицинских справок, актов или заключения врача.

Сотрудничество в партнерских проектах.

Относительно новый инструмент, позволяющий получить финансирование под определенную программу. Хорошо подходит для разработки социального проекта (к примеру, борьба с заболеванием, голодом, загрязнением окружающей среды). Коммерческое предприятие помогает благотворительному фонду, получая взамен рекламу и улучшение имиджа.

Примерами такого сотрудничества в России можно назвать бренд AVON, активно участвующий в финансировании фонда по борьбе с раком молочной железы. Он предлагает косметическую продукцию с определенным значком, средства от продажи которых направляются на нужды онкоцентров.

Членские взносы.

Некоторые фонды для поддержания благотворительных проектов предлагают членам или спонсорам оплачивать регулярные взносы. Их расходование подтверждается отчетностью, а статьи для трат могут выбираться на общих голосованиях.

В европейских странах в таких благотворительных организациях обязательно состоят звезды кино и музыки, меценаты-миллионеры.

Социальные сети.

Ежедневно различные странички и группы посещают миллионы людей. Для информации в соцсетях не существует географических страниц. За несколько часов пост о помощи или поддержке может собрать большое количество откликов.

Это важный инструмент для опытного фандрайзера, который понимает, как создать резонанс. Для этого подбираются тематические картинки, правильные ключевые запросы и хештеги.

Появилось немало специалистов, занимающихся исключительно раскруткой благотворительных сообществ в сетях. Они получают зарплату в виде процентов от собранной суммы (от 5 до 20%).

Среди новых набирающих обороты технологий выделяется краудфандинг. Это сбор средств и привлечение волонтеров с помощью специальных интернет-платформ – сайтов, где все желающие размещают информацию о себе и своих нуждах.

Задача фандрайзера – любыми способами привлекать внимание к странице, увеличивать поток посетителей из числа потенциальных спонсоров и меценатов.

Как разрабатывается стратегия

Современный фандрайзер не занимается сбором средств на улице. Он имеет огромный арсенал методик, с помощью которых подыскивает спонсоров и меценатов. Скорее, это успешный и опытный менеджер, умеющий обратить внимание на организацию-заказчика.

Это непростая работа, требующая разработки целой поэтапной стратегии:

  1. Выявляются нужды компании, просчитывается необходимая сумма сбора. Важно правильно расставить приоритеты и сделать запросы более реальными.
  2. Формулируется полное предложение к потенциальному спонсору, которое должно объяснить для чего аккумулируются и куда пойдут ресурсы.
  3. Проводится тщательный анализ всех возможных источников получения средств и помощи для проекта. Могут привлекаться частные лица и предприниматели, благотворительные или венчурные фонды в зависимости от цели мероприятия.
  4. Подбирается команда или фандрайзер, который будет курировать сбор средств и волонтерской помощи, следить за соблюдением законов и правил.
  5. Выбираются инструменты и методики работы, приемлемые для фандрайзинового проекта. В любом случае они должны быть юридически правильными и законными. При необходимости открываются банковские счета, карты или проводятся благотворительные ярмарки.
  6. Определяется размер бюджета, который пойдет на оплату услуг фандрайзера, затраты на проведение мероприятий или расходы на оформление документов, печатей или аренду офиса.
  7. Постоянно проводится мониторинг результатов, ставятся промежуточные цели с конкретными сроками выполнения.

Только соблюдение всех правил работы и строгое следование всем пунктам разработанной стратегии дает хороший результат.

Если проект представляет собой стартап или ведется поиск спонсора для производства нового продукта, необходимо дополнительно составить бизнес-план, различные калькуляции и презентации для бизнес-ангелов.

Фандрайзинг в России

В нашей стране ежегодно увеличивается количество консалтинговых фирм и специалистов, профессионально работающих над сбором финансов и ресурсов.

Появление большого числа некоммерческих организаций, проблемы с финансированием фондов со стороны государства приводят к необходимости нанимать профессионалов.

Россия значительно отстает от США и Европы по количеству людей и компаний, постоянно участвующих в фандрайзинговых проектах с разных сторон.

Быстрому росту мешают три проблемы:

  • Недоверие простых людей к волонтерским организациям и богатым меценатам;
  • Нежелание принудительно передавать взносы (особенно, при низком уровне жизни благодателей);
  • Недостаток знаний о деятельности благотворительных фондов, их закрытость для большинства участников.

Тем не менее в России уже действует Ассоциация фандрайзеров. Созданная в 2013 году, она проводит постоянное обучение профессионалов на базе мастер-классов, семинаров и брошюр. Она ставит перед собой задачу – превратить движение в систему, которая через несколько лет объединит всех профессионалов и поднимет статус их работы на должный уровень.

Понравилась статья? Отблагодарите автора, поделитесь с друзьями!



Не нашли ответа на свой вопрос?
Воспользуйтесь поиском:
ИЛИ ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС
Добавить комментарий