Почему таксисты работают без лицензий
Официальные данные утверждают, что все больше таксистов предпочитает работать без оформления необходимой документации. Почему это происходит, и какие меры государство планирует внедрить для контроля в этой сфере, разберем далее.
Законодательные нюансы
Существует 2 типа документов:
- Лицензия. Этот документ, согласно Положению №1616 от 07.10.2020 года, выдается исключительно юридическим лицам, работающим в сегменте автобусных перевозок.
- Разрешение на перевозку пассажиров и багажа. Бумагу оформляют таксисты. При этом, оформляется она не на конкретное лицо, а непосредственно на сам автомобиль. Срок действия составляет 5 лет.
Согласно с текущими законодательными требованиями, чтобы осуществлять работу в такси лицензия не требуется. Однако без разрешения заниматься пассажир перевозками запрещено. Оформить его достаточно просто. Необходимо обратиться в региональное подразделение Минтранса и оформить статус ИП. Также стоит обратить внимание, что в разных регионах действуют особые требования к такси. К примеру, в Москве они должны иметь исключительно желтый окрас, в Подмосковье – белый. Кроме того авто должно иметь опознавательные знаки и «шашечки».
Почему водители предпочитают работать нелегально?
Данные 2022 года показали тенденцию к снижению численности оформленных разрешений для такси. Если годом ранее их было более 460 тыс., то к началу июня 2022 года выдано не более 410 тыс. разрешений. В некоторых регионах наблюдается кратное уменьшение количества легальных такси. Например, в Дагестане число таксистов уменьшилось на 77%, в Новосибирской области – на 55%, Татарстане – на 45%. Рассмотрим подробнее, почему таксисты предпочитают работать без предварительного оформления документации.
- Низкие штрафы. Если будет установлено, что водитель такси осуществляет работу без разрешения, сумма штрафа составит 2,5 тыс. рублей для физлиц, 5 тыс. рублей — для ИП. В отдельных ситуациях полиция вправе конфисковать авто (если машина стала участником ДТП, создала опасность на дороге).
- Нежелание платить налоги. На фоне стремительного роста цен на запчасти и шины, налоговые отчисления воспринимаются многими водителями как лишняя финансовая нагрузка.
- Невозможность контроля за «нелегалами». В настоящий момент ГИБДД и полиция не в состоянии выполнять полноценную проверку водителей. Доказать, что машина используется для перевозки пассажиров сложно. Единственный вариант, так называемые «контрольные закупки», но они носят исключительно точечный характер.
- Завышенная стоимость ОСАГО для легковых такси. В некоторых ситуациях разница в цене полиса составляет 10 раз на автомобиль одной и той же марки.
- Длительность процедуры оформления разрешений. В среднем, на получение разрешения уходит от 14 до 16 дней. В некоторых ситуациях период ожидания достигает 1 месяца.
- Внутренняя политика таксопарков (если водитель сотрудничает с крупной фирмой).
На последнем пункте следует остановиться более детально. В России осуществляет деятельность большое количество перевозчиков. Они заинтересованы в том, чтобы для работы частных таксистов существовало как можно меньше преград.
Для этого они активно пользуются нечеткими законодательными формулировками:
- Регулярная подработка на собственном авто не может считаться полноценным сервисом такси. Законодатель не определяет четкие рамки, когда деятельность таксиста становится профессиональной.
- Подключение к «теневым» агрегаторам. Пока мобильные приложения, через которые осуществляется поиск такси, не подлежат государственному регулированию, в некоторых из них можно зарегистрироваться без разрешения на перевозку.
- Работа на арендованном транспорте. Многие таксопарки предоставляют водителям авто в аренду. При этом на машину оформлено разрешение и вся необходимая документация. Осуществлять перевозку на таком транспорте законодатель дозволяет, поскольку водитель в данной ситуации выступает наемным работником.
В обозримом будущем ситуация измениться. Законодатель планирует изменить условия ФЗ-69 «О такси». В частности, планируется взять под контроль работу мобильных агрегаторов, запретить лицам с судимостью работать в сфере пассажирских перевозок. Дополнительные возможности будут открыты для самозанятых. При наличии официального статуса и договора с агрегатором, они смогут работать в такси. Единственный нюанс – стаж водителя должен превышать 3 года.