Регулирование цен на такси
Так как Минтранс хочет провести реформы транспортной области, то коснется она и таксопарков. В данный момент деятельность такси регулируется несколькими федеральными законами. Это ФЗ 69 «О такси», ФЗ 259 «Устав транспорта» и ФЗ 54 «Об онлайн кассах».
Содержание
Итак, с 2019 года таксопарки и водители могут работать только по лицензии, расчеты проводятся при помощи онлайн кассы. Срок лицензии на службу такси 5 лет, а контролируют их региональные органы.
С 2022 года хотят сделать единый реестр таксопарков и перевозчиков, что потребует наличие персонального ID. Заявку на попадание в реестр перевозчик подает сам.
Что еще изменится в отрасли
Например:
- Повысится ответственность за жизнь и здоровье пассажиров, сохранность их имущества;
- Планируется ограничить рост цен, но в любом случае стоимость поездки будет расти. Вырастет комиссия выплат людей, работающих с приложениями. Поэтому часть таксистов уйдут в таксопарки;
- Водители, судимые по уголовным статьям, будут отстранены от поездок, пока не будет погашена судимость;
- Самозанятые таксисты смогут работать только при заключении договора с таксопарком или агрегатором. При этом таксопарк будет нести ответственность за пассажира и его имущество;
- Показания мобильного таксометра могут быть узаконены, и по ним будет вестись расчет расстояния.
Разумеется, в удаленных регионах, где нет людей, ответственных за контроль службы такси все нововведения будут проводиться позже, и что-то может пока не получиться, по независимым причинам.
Что хотят сделать с отраслью
Данные законы уже действуют в обязательном порядке, но Минтранс хочет обязать таксистов зафиксировать тарифы, чтобы другие перевозчики могли легче конкурировать с ними. Например, если власти примут решение, что стоимость поездки за 1 км будет 10 рублей, а не 30, то службе такси придется подчиниться.
Однако методика, по которой будет устанавливаться новый уровень тарифов, еще не разработана. Однако в данном случае против такой системы регулирования выступает ФАС. Они считают, что такси уйдет на черный рынок и сама отрасль резко ухудшится от того, что ездить все равно будут, просто не регистрируясь.
Как про такое нововведение говорят в такси
Например, в «Яндекс такси» сразу говорят, что спрос на такси резко упадет, снизятся и доходы таксистов. Однако тут можно не согласиться. Поскольку тот, кто привык ездить с комфортом, все равно будет пользоваться проверенными службами такси, не садясь к частным перевозчикам. В любом случае известные службы такси будут выигрывать у людей, которые решили подработать.
Почему закон может не сработать
Разумеется, много упирается в то, что в регионах просто нет людей, которые будут заниматься регулированием такси, как и бюджета на них. Поэтому, они как были частной структурой, так и останутся, даже если закон будет принят не факт, что он будет исполняться на местах.
Сами таксисты считают, что цены на услуги в два раза ниже, чтобы водитель мог адекватно зарабатывать, а таксомоторные парки могли вкладываться в развитие отрасли.
Из чего рассчитываются цены на такси
Сейчас цены, особенно в регионах могут регулироваться погодными условиями, дорожной ситуацией, количеством машин и спросом на них клиентов. Иногда стоимость поездки получается, действительно очень высока, а значит не по карману клиенту. Например, у «Яндекс такси» цена на услуги может меняться в течение дня. Утром и вечером в часы пик расценки резко поднимаются, как и в дождь, метель, гололедицу. Также высокие тарифы в ночное время, выходные и праздничные дни, когда есть большой поток пассажиров с железнодорожного вокзала, люди отправляются в гости. Если у частных служб такси расценки хоть и меняются, но не так часто и с большой разницей в цене, то «Яндекс такси» тут не стесняется в расценках.
Почему многие пассажиры перестают пользоваться услугами такси
Иногда пассажиры сами не хотят пользоваться услугами служб такси, и дело даже не в том, что цены растут. Просто уровень комфорта в поездке не соответствует цене, которую они платят. Во многих машинах нет детских кресел, водители отказываются выезжать на заказ, мотивируя тем, что машина не оборудована.
Точно также таксисты сами устанавливают черту по городу и за городом в определенных пунктах, за что берут большую стоимость поездки. Очень много зависит от того, каким путем поедет таксист, и знает ли об этом пассажир. Некоторые таксисты нарочно увеличивают стоимость поездки, выбирая окольные пути, которыми он везет клиента. Разумеется, многие пассажиры недовольны, но они не могут это изменить.
Проблем в отрасли много, их, разумеется, нужно решать, но не снижением цен на услуги, а повышением спроса за уровень комфорта, безопасности, возможности выбора пассажиром удобного ему пути поездки, при условии, что он знает город.