Что такое показатель ROI: применение в сфере инвестиций и рекламы, методы и формулы расчета
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о коэффициенте ROI.
Сегодня вы узнаете:
- Что это за коэффициент.
- Зачем его считать.
- Как правильно его анализировать.
Содержание
Что такое коэффициент ROI
ROI — довольно спорный показатель, который находит своих противников и сторонников. Одни говорят, что коэффициент позволяет определить доходность вложений, другие утверждают, что он не учитывает множество факторов. Давайте разберемся, где правда.
ROI (return of investment) — коэффициент окупаемости инвестиций.
Коэффициент показывает, сколько процентов прибыли мы получим с каждого вложенного рубля.
Зачем считать ROI
ROI показывает примерный уровень дохода, который можно получить после вложения определенного уровня капитала. Коэффициент подходит для расчета инвестиций и анализа рекламных кампаний.
В сфере инвестиций этот показатель применяется, когда нужно примерно прикинуть, сколько дохода принесет то или иное вложение. К примеру, открытие собственного бизнеса может приносить 30000 рублей в месяц, а расходы на него будут равны 300000 рублей. Значит, каждый месяц вы будете получать по 10% от своих расходов.
В рекламе такой показатель определяет, сколько прибыли принесут разные креативы и запущенные проекты. В качестве расходов нужно принять все затраты, которые тратятся на запуск рекламной кампании, а в качестве дохода — прибыль от всех клиентов, которые покупают определенный продукт.
На что влияет показатель ROI
Показатель ROI указывает на то, насколько эффективно проводится рекламная кампания или инвестиционная деятельность: какой процент дохода вы получаете за каждый вложенный рубль. Чем больше этот показатель, тем больше денег вы получаете.
Методы расчета показателя ROI
Есть основная формула расчета ROI:
ROI = (Доход от вложений — размер вложений) / Размер вложений * 100%.
Хорошо, если вложения осуществляются один раз, и вы с них получаете фиксированный доход через какое-то количество времени. Формула отлично подходит для работы с облигациями. Инвестируя в них, вы один раз тратите определенную сумму, и получаете доход в конце срока.
Есть и более интересная формула ROI:
ROI = (Доход от вложений за период — размер вложений за период) / размер вложений за период.
Она позволяет оценивать временные затраты и доход от них. Такой расчет будет к месту, если вы инвестируете в акции или запускаете рекламные кампании. В определенный момент времени вы должны знать, сколько потратили и сколько получили.
Для того, чтобы эффективно работать с этим показателем, достаточно будет таблицы Excel. В ней вы должны указать все затраты, которые ушли на определенный проект, и доходы, которые вы получили. Если работаете с рекламными кампаниями, лучше указывать не стоимость проданного товара, а чистую прибыль, которую получает компания, когда клиент покупает определенный товар.
Анализ ROI в рекламе
Анализировать показатель ROI в рекламных кампаниях можно и нужно. Только многие забывают о том, что помимо затрат на рекламу, есть и другие статьи расходов, которые обязательно нужно применять для расчета коэффициента.
Для того чтобы посчитать, во сколько обходится стоимость привлечения одного лида, нужно узнать:
- Средние затраты на рекламу.
- Величину процентов от совершенной сделки, которая будет оплачена менеджеру.
- Стоимость оплаты услуг рекламного отдела.
- Дополнительные показатели.
Большинство противников ROI считают, что средние затраты на рекламу и привлечение одного клиента — это и есть показатель вложенных средств. По их мнению, расчет заканчивается на анализе затрат на рекламную кампанию в месяц и прибыли, полученной с клиентов за их покупки.
Когда не нужно использовать ROI
ROI — отличный показатель окупаемости рекламных инвестиций, когда покупки совершаются импульсивно. То есть, человек зашел на сайт, выбрал товар и купил его. В этом случае данный коэффициент даст максимально реальный результат. А когда с момента захода покупателя на сайт до принятия решения о покупке проходит большой срок, ROI неэффективен, потому что не позволяет посмотреть всю работу в перспективе.
Для работы в товарном бизнесе ROI может стать основным и единственным способом оценки эффективности рекламы. Важно только при его расчете указывать все затраты.
Но если вы работаете в интернет-магазине и отвечаете за привлечение клиентов, необходимо использовать другие показатели, так как ROI даст ошибочный результат.
Показатель ROI в инвестициях
Показатель ROI в инвестициях — один из первых способов анализа перспективности вложений. С его помощью вы сможете узнать, сколько процентов вы получите с того или иного актива.
Следует понимать, что это базовый способ, который подходит только для того, чтобы «прикинуть», выгодно ли вкладываться во что-то или нет. Как полноценный аналитический инструмент он не подходит по двум причинам:
- Отсутствие показателя рисков.
- Доход большинства инвестиционных инструментов сложно спрогнозировать в числах.
Отсутствие показателя рисков — явный минус, который виден каждому, кто хотя бы интересовался инвестированием. Так как везде, где есть деньги, действует правило «Чем выше доход, тем больше риск», то стоит понимать, что в случае с теми же акциями 2-3 эшелона показатель ROI может быть огромным, но риск того, что вы потеряете деньги, тоже.
На инвестиционном рынке очень сложно определить перспективу вложений в деньгах. То есть, вложив 100000 рублей в акции, нельзя с уверенностью сказать, что вы будете получать 20000 рублей в год дивидендами и повышением стоимости на 30000 рублей. Возможно, по итогам финансового года вы получите 25000 рублей, а, возможно, 5000. Именно поэтому использовать показатель ROI для расчета инвестиций можно только для получения общей картины.
Заключение
Показатель ROI — важный коэффициент, который позволяет примерно оценивать перспективность тех или иных вложений. Но нужно понимать, что у него есть множество недостатков, которые делают его не инструментом для полноценного анализа, а одной из составляющих баланса для расчета эффективности вложений.