Дефицит бюджета и доходы от нефти с газом
Экономика России во многом зависит от объемов экспорта нефти и газа, установленных цен на энергоносители. В 2022 году из-за резкого скачка, который наблюдался на момент паники среди крупных биржевых игроков, отрасль показала сверхприбыль. Однако, на недавно прошедшем форуме «Российская энергетическая неделя» были озвучены тревожные цены. Многие аналитики прогнозируют снижение уровня дохода от продажи нефти и газа. При этом показатель может составлять около 30-50% от текущего. Государственная казна может недосчитаться около 3 трлн рублей. Такая сумма, к примеру, в федеральном бюджете отводится на содержание сферы здравоохранения и образования.
Содержание
Почему газ и нефть не приносят доход?
На протяжении многих лет именно продажа энергоносителей становилась основным источником для формирования федерального бюджета. Главным потребительским рынком была Европа. Она покупала нефть и газ без скидок. Для быстрой поставки нефтепродуктов и природного сжиженного газа были созданы ветки северных потоков. Проделанная работа позволила решить много логистических проблем.
СВО стала причиной наложения многих санкций. Несмотря на растущую потребность газа в ЕС, Запад стал отказываться от российских энергоносителей. Свидетельством этого стал отказ Германии возобновить подачу газа по уцелевшей линии газопровода. Уже в 2022 году ЕС стала закупать более 40% нефтепродуктов у США. Свое намерение повысить экспорт озвучил и Катар, на поставки которого приходится 18%. Доля России на европейской рынке снижается.
Можно ли закрыть «дыру» в бюджете за счет поставок в Азию?
Потребность в нефтепродуктах и природном сжиженном газе испытывают многие страны. Однако, с открытием новых рынков возникает несколько проблем.
Они следующие:
- Логистические. Создание газопровода – сложная и дорогостоящая работа. Для ее выполнения требуется несколько лет. Поэтому в ближайшем будущем решить проблему с дефицитом бюджета подобным образом не получится.
- Низкая платежеспособность. Многие страны не обладают ресурсами для приобретения нефтепродуктов и газа в больших объемах по мировой цене.
- Репутационные риски. Также встречается ситуация, когда руководства стран и крупных компаний отказываются от покупки из-за опасения попадания под вторичные санкции ЕС и США. В этом случае они могут понести большие потери.
На сегодняшний день поставка осуществляется в Китай, Турцию и многие другие страны. Большая часть покупает нефтепродукты по заниженной цене.
Кто и на каких условиях сегодня покупает нефть и газ?
Основными покупателями считаются страны-партнеры и некоторые другие крупные государства. Турция закупает около половины газа, которая требуется для энергопитания страны. Для этого был проложен нефтепровод, который обладает достаточно высокой пропускной способностью. Но уже в 2022 году он задействован более чем на 80%. При этом Анкара постоянно пытается выбить дополнительную скидку, ссылаясь на сформировавшийся энергетический кризис. Природный сжиженный газ поставляется по цене, которая в 2 раза ниже установленной для Европы. Но ее увеличение практически невозможно при нынешней ситуации.
Похожая ситуация складывается с Китаем. В этом случае цена привязана к стоимости битума, которая на 70% ниже. Проложенный нефтегазопровод загружен практически полностью. Поэтому с увеличением поставок для решения проблемы с дефицитом бюджета также возникнут трудности.
Многие другие страны получают нефтепродукты в долг. К примеру, Беларусь находится в сложной экономической ситуации. Поэтому в этом направлении поставки проводятся только для удовлетворения внутреннего потребления.
Специалисты пришли к мнению, что для решения проблем нужно перестать демпиговать на азиатских рынках. Индия и Китай могут приобрести энергоресурсы по рыночной цене. При существующих объемах поставки это перекроет дефицит. Однако, некоторые контракты не могут быть пересмотрены до завершения установленного срока.
На в 2023 год федеральный бюджет должен составить 26 трлн рублей. При этом в графе расходов указано 29 трлн рублей. Падение доходов можно выразить с изменением ВВП от 19% до 17,4%. Все сокращения касаются именно с нефтегазовыми доходами.