М.С. Горбачева и Р. Рейгана по Афганистану
К другим вопросам, прежде всего, относятся региональные вопросы, и среди них на первом месте – Афганистан. Речь идет, прежде всего, о присутствии советских войск в Афганистане. Мы знаем точку зрения друг друга, и я бы приветствовал, если бы Вы выступили с заявлением о выводе советских войск. Думаю, что давно уже следовало выступить с такой декларацией. Несомненно, ситуация в Афганистане сложная, прежде всего для Вас, и мы могли бы оказать Вам содействие, дав гарантии, что никакие другие правительства в этой стране не будут угрожать Вам в Афганистане. Мы сделаем все от нас зависящее, чтобы гарантировать, что Афганистан будет независимым, нейтральным государством и надеемся, что к концу 1988 года советские войска будут выведены из него…
9 декабря 1987 г., третья беседа
Р. Рейган.
Содержание
- Наш порядок приоритетов совпадает с Вашим
- Мы постараемся оказать на них влияние.
- Думаю, что для решения этого вопроса имеются реальные предпосылки
- Вчера я останавливался на афганском вопросе
- В ответ на высказанные Вами соображения попытаюсь объяснить Вам
- При условии, что он будет увязан с вопросом прекращения американской помощи силам оппозиции
- Скачать копию Война в Афганистане
Наш порядок приоритетов совпадает с Вашим
М.С. Горбачев.
По Афганистану, в рамках миссии Кордовеса, существует принципиальное согласие о невмешательстве и гарантиях со стороны США и СССР, невмешательстве Пакистана, и было бы хорошо, если бы в списке числился и Иран. Существует проект возвращения беженцев, даются гарантии муджахидинам, находящимся в Пакистане и Иране. Все это поможет. Остался открытым вопрос о сроках вывода войск. Президент Наджибулла предложил – и проконсультировался об этом с Советским Союзом – хотя это его собственное предложение, что советские войска уйдут в течение 12 месяцев при том понимании, что эти сроки могут быть сокращены на 2-3 месяца, если все пойдет гладко, а процесс этот должен с самого начала увязываться с национальным примирением, с созданием коалиционного правительства. Но только сами афганцы должны решать вопрос о характере и составе талого правительства. Я разделяю вашу идею относительно независимого, нейтрального многопартийного Афганистана. Именно в этих рамках формируется сейчас общество в Афганистане. Афганистан не социалистическое государство. Это полуфеодальное плюралистское общество. Как им жить и развиваться – решать им самим. Но вы понимаете, что вопрос Афганистана – это не простой вопрос. Ведь у нас более 2 тыс. км общей границы с ним. И поэтому нам нужен дружественный сосед. Но могу заверить вас, что Советский Союз не вынашивает планы создания баз в Афганистане, мы об этом не думали. Мы считаем, что необходимо завершить начавшийся там процесс на основе национального примирения. А афганцы даже заявили, что в правительстве национального примирения они готовы отдать половину постов оппозиции, включая пост премьер-министра. Мы поддерживаем это, но решение принимается самими афганцами. Ни вы, ни мы не можем решать, как размежевать эти посты. Думаю, если бы мы подсказывали нашим друзьям действовать в направлении национального примирения, а вы также аккуратно подсказали бы это тем, с кем вы поддерживаете отношения, а мы знаем, что у вас есть такие возможности, ведь вы совсем недавно принимали с визитом оппозиционеров, это было бы неплохо.
Говоря о выводе наших войск, скажу, что мы в этом заинтересованы и уже начали выводить свои войска. Но вам следует прекратить финансовую поддержку и помощь оружием оппозиции. Могу сказать, что в тот же день, когда будет объявлено о выводе советских войск, они не будут участвовать в военных операциях, кроме как в целях самообороны. Вы сами понимаете, что ситуация может быть самой непредсказуемой. Было бы неплохо, если бы мы договорились с вами о взаимодействии и продемонстрировали это миру. Мы выступаем за народившийся нейтральный режим в Афганистане, за режим, который не был бы неприемлемым ни для вас, ни для нас, ни для афганцев. Поэтому давайте договоримся об этом и проинформируем об этом: мы – Наджибуллу, а вы – оппозиционеров.
Мы постараемся оказать на них влияние.
Р. Рейган.
Однако у президента Афганистана есть армия, а у оппозиции её нет. Поэтому нельзя просить одну сторону сложить оружие, в то время как другая сторона его сохраняет. Мне кажется, что им необходимо собраться вместе, чтобы найти политическое решение.
Думаю, что для решения этого вопроса имеются реальные предпосылки
М.С. Горбачев.
Пусть наши эксперты подумают….
Кстати, Иран также нацелен и на Афганистан. Если мы пережмем в Иране, то они могут чем-то ответить в Афганистане.
Вчера я останавливался на афганском вопросе
10 декабря 1987г., четвертая беседа
М.С. Горбачев.
Скажу прямо: я заметил с вашей стороны какую-то сдержанность, нежелание втягиваться в обсуждение высказанных мною соображений по решению афганской проблемы. Поэтому я хотел бы подчеркнуть, что мы готовы серьезно говорить с Вами на эту тему, более того – договориться по некоторым принципиальным моментам.
Если хотите, то эту договоренность мы не будем предавать гласности. О чем может идти речь. Советский Союз назвал бы конкретную дату вывода своих войск, а Соединенные Штаты – дали обязательство прекратить оказание помощи известным афганским силам. То есть мы действовали бы синхронно. С такого-то дня мы начинаем вывод и с этого же дня вы прекращаете помощь силам, находящимся в оппозиции. Когда мы назовем день, то это одновременно будет означать и то, что с этого дня наши войска не будут участвовать в боевых действиях, кроме случаев самообороны. Подчеркну еще и то, что мы не хотим, чтобы Афганистан был просоветским или проамериканским. Мы считаем, что он должен быть нейтральным государством.
Как мне представляется, такое предложение дает основу для нашего сотрудничества в решении афганского вопроса. Но у меня складывается впечатление, что США в этом вопросе занимают следующую позицию: Советский Союз завяз, мол, в Афганистане и пусть как хочет оттуда и выбирается, а Соединенные Штаты будут его все время критиковать, а то и мешать уходу наших войск.
Если вы действительно занимаете такую позицию, то нам трудно будет найти общий язык. Давайте все-таки подумаем о каком-то деловом подходе, о совместных практических шагах. А в нашем итоговом документе мы можем в общем виде записать, что обсуждали вопрос об Афганистане…
В ответ на высказанные Вами соображения попытаюсь объяснить Вам
Р. Рейган.
Какие у нас имеются трудности в том, что касается, скажем, Афганистана или Никарагуа. Нынешнее афганское правительство располагает своими собственными вооруженными силами. Если мы с Вами договоримся, что Советский Союз выводит войска, а мы прекращаем помощь борцам за свободу в Афганистане, то они окажутся безоружными перед лицом афганских правительственных войск, будут лишены всяческой возможности отстаивать свое право на участие в будущем правительстве. Поэтому мы считаем, что в рамках нашего с Вами решения афганские правительственные войска также должны быть распущены. Это позволит всем сторонам на равной основе принять участие в обсуждении процесса урегулирования…
Дж. Шульц. По афганскому вопросу рабочая группа, как мы считаем, сделала шаг вперед. Советская сторона дала нам понять, что вопрос о выводе войск не увязывается ею с завершением процесса национального примирения. Этот процесс займет довольно много времени и сам афганский народ будет определять, через какие этапы он должен пройти. Значит на следующем этапе женевских переговоров теперь можно будет включить в повестку дня один отсутствовавший до сих пор элемент, а именно – вопрос о выводе советских войск.
При условии, что он будет увязан с вопросом прекращения американской помощи силам оппозиции
М.С. Горбачев.
День начала вывода советских войск должен совпадать с днем, когда будет прекращена американская военная помощь. Если такая договоренность будет достигнута, то с началом вывода советские войска прекращают участие.
Скачать копию Война в Афганистане
Война в Афганистане
Источник: nsarchive.gwu.edu