На сколько в России сократилось число легальных таксистов
Ситуация на рынке такси в России продолжает оставаться весьма напряженной. По информации Ирины Зариповой, занимающей пост председателя общественного совета по развитию такси, в 2022 году количество легальных водителей на территории России уменьшилось на 50 тыс. человек. В настоящий момент их численность достигает 410 тыс. человек.
По мнению ряда экспертов, уже этот факт говорит о серьезном кризисе в отрасли. Впрочем, многие не согласны с подобным утверждением, поскольку наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сегменте перевозки пассажиров.
Причины сокращения легального рынка такси
По словам госпожи Зариповой, государство начинает терять ситуацию из-под контроля. Многие таксопарки теряют разрешения намеренно, или сотрудничают напрямую с водителями без требования о предоставлении необходимой документации. Все это грозит в обозримом будущем значительным увеличением объема теневого рынка. Кроме того, некоторые таксопарки переходят на иной режим сотрудничества с водителем. Они либо продают машины, находящиеся в собственности компании, или сдают их в долгосрочную аренду. Фактически, они продолжают вести профессиональную деятельность, однако на бумаге это нигде не отображается.
Ирина Зарипова обращает внимание, что ключевая причина снижения численности легальных таксистов в России – дефицит новых автомобилей и существенный рост стоимости запчастей. Согласно официальным данным, с момента старта СВО шины подорожали на 120-150%, запчасти – 30-40%.
Руководитель центра компетенций Международного евразийского форума «Такси» Станислав Швагерус уверен, что еще одной существенной причиной для отзыва имеющихся разрешений на перевозку выступает резкий рост стоимости ОСАГО. В настоящий момент цена ОСАГО для легкового такси в среднем выше в 10 раз, в сравнении с обычным полисом для аналогичного транспортного средства. Все это влияет на то, что водители попросту отзывают разрешения или намеренно не получают новые, но при этом продолжают работать, фактически превращаясь в «бомбил».
Возможные меры регулирования рынка
Рынок такси в России постепенно возвращается в ситуацию, аналогичную для 90-х годов – заявляет директор ассоциации «Национальный совет такси» Наталья Лозинская. По ее словам, на улицах российских городов появляется все больше «бомбил», что негативно влияет на положение в отрасли.
Ранее водители также не стремились получать разрешение из-за значительных издержек и небольшого штрафа за нарушение. На текущий момент сумма санкций составляет порядка 5 тыс. рублей, поскольку нарушитель считается физическим лицом. Если размер штрафа увеличить до 30 тыс. рублей с возможностью лишения прав, можно добиться некоторого изменения ситуации.
В последние месяцы для таксистов из Подмосковья и Столичного региона характерна другая черта. Водители оформляют ОСАГО в регионах, где его стоимость существенно ниже, продолжая оказывать услугу. Конечно, им грозит штраф в случае поимки. Однако доказать, что водитель выполняет платный заказ не так просто. Кроме того, из-за большого числа «нелегалов» выявить всех нарушителей физически сложно.
Законодатель пытается создать условия для регулирования рынка. В обозримом будущем следует ожидать внедрение изменений в действующий ФЗ-69 «О такси».
В основном они затронут следующие моменты:
- Легализация агрегаторов. Большая часть пассажиров вызывает машину через мобильное приложение. Теперь его деятельность будет регулироваться на законодательном уровне, что позволит снизить количество судебных исков от недовольных клиентов.
- Разрешения на перевозку станут доступны для категории самозанятых. Единственное условие – водительский стаж более 3-х лет. Вместе с тем, работать они смогут исключительно через агрегатор, с которым заключается договор.
- Вместо таксометра можно будет пользоваться мобильным приложением. Таксометр – специальное дорогостоящее оборудование, которое многим таксистам не по карману. Применение приложений не вызовет у них возражений.
- Запрет на работу в такси для лиц, имеющих судимость по «серьезным» статьям. В первую очередь, от управления пассажирским такси отстранят граждан, уличенных в ДТП с пострадавшими, если они лишены прав в течении последних 3-х лет, участвовали в судебных процессах в качестве обвиняемых в делах, связанных с причинением вреда здоровью.
- Разрешение автоматически отзывается, если водитель имеет 3 и более неоплаченных штрафа, часто нарушает ПДД.
Подобные нововведения скажутся на росте цен на услугу. Впрочем, следует ожидать региональные программы по поддержке таксистов. Из неофициальных источников известно, что Правительство Москвы уже приступило к разработке программы субсидирования для легальных таксистов, при условии, что у них отсутствуют ДТП.