Как внести изменения в ЕГРЮЛ — документы и заявление, сроки и штрафы
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о процессе внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Сегодня вы узнаете:
- Какие документы требуются для внесения изменений в реестр;
- Как проходит регистрация новых данных и в какие сроки нужно уложиться;
- Что делать, если во внесении изменений налоговая отказала.
Содержание
Меняем данные в ЕГРЮЛ
В процессе функционирования юридического лица возможны внутренние изменения в организации. К примеру, на пост директора может вступить другое лицо или кто-то из участников решит продать свою часть в капитале третьему лицу.
Некоторые важные изменения требуется фиксировать в налоговой службе. Это связано с тем, что такая информация содержится в ЕГРЮЛ. Её своевременное изменение обязано отражаться в реестре всех юридических лиц, так как актуальность сведений важна не только для налоговой, но и для различных бюджетных и внебюджетных фондов, контрагентов.
Изменения в ЕГРЮЛ могут вноситься самим юридическим обществом или сторонними инстанциями.
Когда, к примеру, ООО только регистрируется, данные о нём в единый реестр сообщают:
- Банковская организация (в которой был открыт расчётный счёт на имя фирмы);
- Внебюджетные фонды (по медицинскому и пенсионному страхованию);
- Лицензирующие компании (если ООО получило лицензию на какой-то вид деятельности, то об этом сообщает именно компания, выдавшая разрешающий документ).
Поправки от вышеуказанных инстанций принимаются в ФНС. Внесение изменений происходит не позднее пяти дней после открытия счёта, выдачи лицензии и т. д.
Также существуют сведения, которые затрагивают внутренние события в фирме. Они не обязательно будут связаны с моментом регистрации. Эти поправки вносятся самой фирмой в обязательном порядке.
Изменения данных паспорта и места регистрации участников юридического лица обычно не вносятся в ЕГРЮЛ. Это делается межведомственными сообщениями. То есть, при смене документа, удостоверяющего личность, паспортная служба самостоятельно передаёт данные в налоговый орган.
Однако, если по какой-то причине вам требуется отразить поправки в ЕГРЮЛ в срочном порядке, то необходимо лично передать сведения о внесении изменений в налоговую инспекцию. Во избежание длительных задержек со стороны паспортного стола лучше своевременно проверять данные в реестре, так как не исключаются и технические сбои при передаче сведений между ведомствами.
Какие данные меняются в реестре
Все внутренние процессы в организации могут быть связаны с учредительными документами либо не затрагивать их.
Сменяемые данные в Уставе, которые заносятся в ЕГРЮЛ, связаны с:
- Названием компании;
- Организационной структурой;
- Юридическим адресом;
- Классификаторами ОКВЭД (если они ранее не были указаны в Уставе);
- Изменением размеров уставного капитала в большую или меньшую сторону;
- Данными о дочерних предприятиях или представительствах.
Не затрагивают Устав, но вносятся изменения касаемо:
- Смены лица на должности директора;
- Выхода одного из членов общества;
- Продажи долей (сюда же относится наследование или дарение своей части в капитале);
- Исправления допущенных ошибок в ЕГРЮЛ при предыдущей передаче документов.
К тому же в 2014 году государство обязало зарегистрировать изменения в организационной форме обществ.
Необходимо переименовать:
- ОАО в ПАО;
- ЗАО в АО.
Срок внесения изменений по этим данных не регламентирован. Иными словами, если в организации произойдут какие-то события, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, вы обязаны дополнительно изменить и организационно-правовую форму.
Какие нужны документы
Чтобы внести поправки в реестр, необходимо обратиться в налоговую инспекцию, которая изначально регистрировала фирму, с:
- Заявлением о внесении изменений на бланке Р13001 (если изменилась информация в Уставе);
- заявлением на бланке Р14001 (если поправки не касаются учредительных документов);
- Свидетельством о регистрации;
- Уставом либо листом внесения изменений в двух экземплярах;
- ИНН;
- Квитанцией с оплаченной госпошлиной за внесение изменений (если потребуется);
- Протоколом решения учредителей;
- Предварительным уведомлением о смене юридического местонахождения (если вы собираетесь менять адрес);
- Документами, подтверждающими смену адреса (свидетельство на право собственности или договор аренды).
В каждом конкретном случае список будет разным. Самыми главными бумагами при смене данных являются заявление и документы, подтверждающие поправки.
Не забывайте, что процесс внесения изменений в некоторых случаях сопровождается оплатой госпошлины. Если в вашей компании произошли события, отразившиеся в Уставе, то они обойдутся в 800 рублей. Оплатить эту сумму можно в большинстве банков. При внесении поправок, не затрагивающих Устав общества, никаких платежей за это вам вносить не потребуется.
Процесс внесения изменений в ЕГРЮЛ
Подать документы на внесение поправок в ЕГРЮЛ можно несколькими способами:
- Лично директору фирмы или лицу, которое может представлять интересы общества без доверенности;
- Третьему лицу на основе нотариальной доверенности;
- Самому нотариусу (к примеру, при продаже доли в обществе);
- Через интернет (посредством официального сайта налоговой службы. Необходимо обзавестись электронной подписью);
- Почтовым отправлением (все документы заверяются. Составляется опись по вложенным бумагам. Конверт отправляется в виде заказного письма);
- Через многофункциональный центр (можно обратиться в отделение или подать заявку в режиме «онлайн»).
Проверить внесение изменений вы всегда сможете при запросе выписки из ЕГРЮЛ. Её можно попросить в налоговой инспекции или оформить заявку через многофункциональный центр.
Порядок внесения изменений состоит из нескольких этапов:
- Подготовка протокола собрания учредителей (в нём может отразиться сразу несколько произошедших изменений);
- Выпуск нового Устава или распечатка листа изменений;
- Заверение всех необходимых документов в нотариальной конторе;
- Заполнение соответствующего заявления в налоговой инспекции;
- Оплата пошлины (при необходимости);
- Передача собранного пакета документов оператору налогового органа;
- Получение справки о внесении поправок в ЕГРЮЛ.
Когда нужно сообщить об изменениях
Сроки внесения изменений в ЕГРЮЛ регламентированы на государственном уровне. Как только в вашей фирме произошло изменение директора или продана доля, стоит в течение трёх рабочих дней после данных событий отправиться в налоговую инспекцию. Нарушение сроков грозит штрафами.
Готовые документы налоговый орган предоставит вам в течение 5 рабочих дней после вашего визита. С момента внесения новой строки в ЕГРЮЛ налоговая инспекция обязана за один рабочий день уведомить представителя организации о поправках.
Если вы отправили документы в виде письма, то штамп почтового отделения укажет дату отправки. Если по каким-то причинам письмо задержится в пути, именно печать на нём освободит вас от уплаты штрафа.
Поговорим о штрафах
Если вы нарушите срок подачи документов в налоговую инспекцию, то штрафа не избежать.
Такие меры применяются в отношении:
- Компаний, не уведомивших налоговый орган о произошедших изменениях в течение трёх суток (в некоторых случаях можно получить предупреждение, что бывает довольно редко);
- Юридических лиц, которые представили недостоверные данные.
В первом случае размер штрафа составит фиксированную сумму в 5000 рублей. Во втором случае он варьируется от 5000 до 10 000 рублей.
Также, важно отметить, что более жёсткие последствия будут у той организации, которая не внесла изменения в ЕГРЮЛ касаемо своего юридического адреса. При его будущей смене вы обязаны сразу же направить уведомление в налоговый орган о намерении переезда. Не ранее, чем через 20 дней вы имеете право сменить адрес.
Если по каким-то причинам вы не сообщите о своих действиях налоговой, а представитель службы отправится по старому юридическому адресу, то может быть принято решение вплоть до ликвидации общества. Также при вашем игнорировании писем с адреса налоговой инспекции могут произойти неприятные последствия для должностного лица компании, включая уголовную ответственность.
Отказали в регистрации
В некоторых случаях налоговая может вам отказать принять документы для дальнейшей регистрации.
Этому может быть несколько причин:
- Документы не заверены должны образом, в частности, на них нет отметки нотариуса;
- Перечень представленных документов не соответствует требуемому;
- Вы подали справки в налоговую не по месту регистрации предприятия;
- Организация проходит процесс ликвидации.
Если вы считаете, что налоговая служба не имеет оснований для отказа в регистрации новых данных, то можете подать жалобу руководству налоговой службы в течение трёх месяцев после отказа.
Если же действия налоговой правомерны, то вам необходимо собрать новый пакет документов. Те бумаги, что вы принесли, обратно не выдадут: они останутся в налоговой. Составьте новый пакет документов с учётом всех требований и обратитесь за регистрацией изменений повторно.