Обязательная маркировка товаров: для чего ее ввели, во сколько она обойдется бизнесу, плюсы и минусы
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про маркировку товаров.
Новые законы приносят с собой новую головную боль. Особенно когда дело касается бизнеса. Попробуем разобраться, принесет пользу маркировка товаров или это очередной неудачный проект. В статье я расскажу, что такое маркировка товаров, зачем её вводят, как работает вся система, какие товары подлежат обязательной маркировке и какие штрафы грозят нарушителям.
Содержание
Что такое маркировка товаров
Маркировка товаров — относительно новая инициатива Правительства. Государственная дума внесла поправку в 487-ФЗ о том, что в ближайшие 5 лет на всех товарах должны появиться обязательные коды. Это новый вид товарной маркировки, который добавляется к уже существующим.
Маркировка товаров — нанесение на товар специального кода. Коды хранятся в единой базе, по ним можно узнать, что это за продукт, кто его сделал, как он поступил в определенный магазин. И покупатель с помощью специального приложения может просканировать товар.
В системе маркировки товаров каждому продукту присваивается уникальный код. В нем хранится вся информация о том, из чего он сделан, а также о полном пути от производителя до розничных или оптовых продавцов.
Система «Честный знак»
Весь перечень кодов маркировки опубликован в системе «Честный знак». К ней может получить доступ как владелец бизнеса с помощью специального 2D-сканера, которым можно просканировать товар, так и покупатель. Потребителям достаточно скачать специальное приложение на телефон и поднести к коду. На экране телефона появится вся информация о товаре.
С помощью маркировки можно оценить качество товара, посмотреть фирму-производителя и всех поставщиков.
Честный знак — государственный проект. Все данные, которые передаются в систему, будут анализироваться Правительством. Вот что пишут об этом на официальном сайте Честного знака:
Важной частью системы «Честный ЗНАК» является национальный каталог товаров, в котором предполагается хранение всей информации по товарным категориям, участвующим в маркировке. Доступ к пользованию такими сведениями получают операторы фискальных данных и розничные сети. Предполагается, что каталог будет бесплатным для всех участников процесса. Управление всеми данными, а также поддержка каталога возложены на оператора ЦРПТ.
Национальный каталог товаров интегрируется со всеми необходимыми федеральными ресурсами, в числе которых представлены Россельхознадзор, Роскачество, ФНС и другие.
То есть за саму систему не нужно платить. Все затраты лежат на Правительстве. Каждый из участников может получить бесплатный доступ, в том числе контролирующие органы. Если Роспотребнадзор или ФНС будут сомневаться в качестве продукции и легальности поставок, им достаточно сравнить данные с товаров и коды на сайте.
Товары, подлежащие обязательной маркировке
К 2024 году планируют ввести обязательную маркировку на все товары. Переход на новую систему будет поэтапным. Сначала заявленные группы товаров, а остальные — в рамках эксперимента. Будут адаптироваться базы данных, и после того как все будет решено, выпустят закон об обязательной маркировке всех товаров. Сейчас ситуация такая:
Перечень товаров для обязательной маркировки:
- Табачная продукция.
- Обувные товары.
- Алкогольная продукция.
- Меховые изделия.
- Некоторые медикаменты (в 2021 году планируют ввести обязательную маркировку на все лекарства).
На эти товары маркировка нужна с 1 декабря 2021 года:
- Одежда.
- Парфюмерия.
- Шины.
- Фотоаппараты и прочее оборудование для съемки.
Перечень товаров, которые нужно маркировать, есть в распоряжении Правительства № 792-р.
Остальные товары будут вноситься каждый год, примерно раз в два квартала. О них будут сообщать заранее, чтобы у предпринимателей была возможность адаптировать все бизнес-процессы под новый законопроект. Но начинать переходить на новое оборудование лучше заранее.
Зачем нужна маркировка товаров
Из-за высокого уровня коррупции, качество продуктов в России сильно страдает. Есть много подделок, которые делаются в обход официального законодательства где-то в подвалах. Качество страдает, покупатель страдает, а честный бизнес не может конкурировать — у него затраты выше, ведь он-то всё соблюдает. Вот и получается ситуация, когда обычный предприниматель производит дороже, покупатель вообще не уверен в качестве, а мошенники практически безнаказанны, если у них есть связи.
Немного статистики: в России каждый год оседает контрафактного товара на сумму более 6 миллиардов долларов. Это всего лишь в полтора раза меньше годового бюджета Санкт-Петербурга. Огромная сумма для экономики. И налоги за эти товары идут мимо государственной кассы.
Разберем эту ситуацию на примере лекарств:
В России порядка 12% контрафактных лекарств. Их производят без оформления лицензии, с несоблюдением законодательных норм. Это официальный показатель, который опубликовал Росздравнадзор. Реальный показатель установить сложнее. Примерно каждое 10 лекарство — подделка. Компания не регистрируется, не платит налоги, не получает разрешения и не соблюдает правила. Итого: более низкая цена, а значит, возможность продавать дешевле. Колоссальный демпинг за счет ухода от закона.
Такая ситуация не только в сфере фармакологии. В России много поддельного товара, который реализуют зарегистрированные магазины. Но тем, кто работает в белую, с уплатой всех налогов, акцизов и с соблюдением норм, сложно конкурировать с такими поставщиками. Их цена на товар будет гораздо выше, ведь затраты больше. А если пытаться бороться с ценой, можно быстро обанкротиться.
Добавим ко всему вышеперечисленному вред для потребителя. Фирма не соблюдает нормы, создает поддельный, а в некоторых случаях и опасный товар. Бороться обычными методами сложно — система не может отследить каждого производителя и продавца. Приходится идти на более кардинальные меры. Система маркировки в этом случае — один из рычагов давления на нелегальный бизнес и возможность расшифровать всю информацию о настоящем производителе.
Чек-лист маркировки товаров для розницы
Легкий чек-лист для тех, кто хочет соблюдать процедуру маркировки товаров:
- Купить, зарегистрировать и подключить онлайн-кассу. Старое оборудование, которое работает в офлайне не подойдет. Большинство предпринимателей уже их купили, остальным нужно торопиться.
- Получить электронную цифровую подпись. Она нужна для подписи УПД от поставщиков. Если вы захотите участвовать в экспериментальной программе маркировки — нужно поставить ЭЦП на заявлении.
- Подключить систему электронного документооборота. Именно через него будет вестись учет УПД с поставщиками.
- Подключить сканер штрихкодов. Требование к сканеру — читать Data Matrix.
- Обновить кассовое ПО. Если вы пользуетесь 1С, можно купить у них все напрямую. Переплачивать не нужно, специалисты решили бесплатно включать программы для маркировки в стандартный пакет.
Ничего сложного в этой системе нет. Но по прогнозам экспертов все равно будут появляться сложные моменты с программным обеспечением. Так что стоит заранее подготовиться к трудностям в первое время.
Во сколько обойдется новая маркировка товаров
Малый бизнес не должен сильно пострадать от новой системы маркировки. Все расходы по переходу на новую систему включают в себя:
- Покупку онлайн-кассы. Стоимость подходящей для малого бизнеса — 11-18 тысяч рублей.
- Адаптацию уже купленных касс — 800-1 000 рублей.
- Сканер — 3-4 тысячи рублей.
А также Честный знак продает оптом бумажные коды по 50 копеек за штуку. Не так дорого, как могло бы быть.
Штрафы
В случае несоблюдении требований к маркировке товаров грозит административная и уголовная ответственность.
Производство или продажа товара без маркировки или с несоблюдением правил (из ст. 15.12 КоАП РФ, часть первая):
- Для ИП — от 5 000 до 10 000 рублей.
- Для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Одновременно со штрафом изымается вся продукция.
Продажа продукции без маркировки (также с изъятием всей продукции):
- Для физических лиц — от 2 000 до 4 000 рублей.
- Для индивидуальных предпринимателей — от 5 000 до 10 000 рублей.
- Для юридических лиц — от 50 000 до 300 000 рублей.
Уголовная ответственность наступит, если объем непромаркированной (или промаркированной с нарушениями) продукции превысит 1,5 миллиона рублей (ст. 169 УК РФ). За продажу, производство, приобретение или перевозку непромаркированных товаров грозит штраф до 300 000 рублей или лишение свободы на срок до 3 лет и штраф до 80 000 рублей.
На алкоголь и сигареты действует более крупный штраф: до 500 000 рублей или лишение свободы на срок до 3 лет и штраф до 120 000 рублей. Крупным ущербом в этом случае считается сумма более 100 000 рублей.
Маркировка товаров — это дополнительные расходы или что-то полезное
Хотелось бы поднять вопрос: а зачем нужна эта маркировка. Какие выгоды для бизнеса и потребителя и не очередная ли это «инициатива ради инициативы»?
Ситуация на самом деле двоякая. У бизнеса будут дополнительные расходы, сначала на оборудование для маркировки, а затем на новые программы для электронного документооборота. Для большого бизнеса это небольшая потеря, еще 200-300 тысяч расходов не сделают погоды. Для малого и среднего бизнеса сойдут и небольшие ККТ + стандартное ПО 1С. Есть налоговый вычет на 18 тысяч рублей. Стоимость касс для небольшого магазина варьируется в диапазоне от 11 до 18 тысяч рублей. Но вот с приемкой товара возникают проблемы.
При приеме товара сотрудники должны просканировать каждый код отдельно. И все зависит только от количества продукции, которую завезли. На каждой пачке сигарет или паре обуви будет такой код. Вручную это делать долго, автоматических вариантов нет. Дополнительное время = дополнительные расходы или недополученная прибыль.
С затратами все понятно. Очередные расходы на бизнес. Но вот другая ситуация: при переходе на единую систему маркировки будет сложно продавать контрафактные товары и уходить от налогов. То есть половина серых схем уйдет точно. Это должно создать ситуацию, при которой все будут находиться в одинаковых условиях. Уже не получится прийти и незаконно демпинговать из-за того, что получили товар по более низкой цене.
На этом делают акцент все аналитики и инициаторы законопроекта. По логике этих людей цены на товары не возрастут, а, наоборот, упадут на 5-10%. Это связано только с уходом бизнесменов, которые занимаются нелегальной покупкой и продажей товаров.
Но если вспомнить историю с маркировкой алкоголя, то становится понятно, что законопроекты все еще далеки от реального воплощения. Да, количество контрафакта сократилось, но он все еще есть и его много. А обычный клиент вряд ли будет думать об идентификации каждых кроссовок или пачки сигарет.
Как все будет на самом деле, пока сказать сложно. Быстро все теневые схемы не уйдут, а вот затраты на бизнес вырастут совсем скоро. Если учитывать, как работает государственный аппарат в нашей стране — будет много недоработок в ПО, лазеек в законах и первые лет 5 придется все это доводить до ума.
Заключение
Обязательная маркировка товаров — это попытка создать систему, при которой конечный потребитель может отследить, что это за товар, где он был сделан и когда. Она принесет пользу для конечного потребителя и государства. Для бизнеса в среднесрочной перспективе это должно принести прибыль, но после значительных затрат на обновление оборудования (малым магазинам) и увеличения количества персонала (для среднего и крупного).
Маркировку уже ввели на табачную продукцию и на обувь. Скоро введут на парфюмерию, шины, одежду и другие товары. Пока еще сложно судить о работе всей системы, но ясно одно: у бизнеса появились новые сложности, а принесут ли они дивиденды — узнаем позже.