Как внести изменения в ЕГРИП — документы, заявление, регистрация и штрафы
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про особенности изменения данных в ЕГРИП.
Сегодня вы узнаете:
- Какие документы требует налоговый орган;
- Какой штраф рассчитает налоговая, если её не известить об изменениях;
- Что делать, если во внесении изменений отказано.
Содержание
Когда нужно посетить налоговую
Если вы оформили ИП, то вам необходимо знать, в каких случаях потребуется дополнительно обращаться в налоговую. Таких случаев за время функционирования вашего бизнеса может быть несколько. Они будут связаны с изменением законодательства, сдачей отчётности или внутренней организацией вашей фирмы. К примеру, если вы решите изменить направление вашей деятельности, то похода в налоговый орган не избежать.
Специальный реестр индивидуальных предпринимателей ЕГРИП содержит актуальные сведения о каждом ИП страны. Чтобы данная информация вовремя обновлялась, вам необходимо сообщать о произошедших изменениях в отделение налоговой службы. Это важно не только для государственных структур, но и для контрагентов, которые могут заинтересоваться вашей деятельностью.
Вам понадобится явиться в налоговую, если произошли изменения, связанные с:
- ФИО (если вы вступили в брак или просто сменили фамилию, имя);
- Адресом регистрации;
- Местом проживания;
- Гражданством;
- Сменой паспорта (если документ утерян или его срок истёк. При смене фамилии, имени также необходимо поменять паспорт);
- Кодами ОКВЭД (если вы хотите сменить основной или дополнительный коды).
При этом об изменениях не нужно сообщать в пенсионный фонд или фонд медицинского страхования. Это за вас сделает налоговый орган. Если по какому-то виду деятельности вы приобрели лицензию, то это нужно зафиксировать в ЕГРИП. Однако, этим тоже вы не занимаетесь. Изменения вносит та организация, которая выдавала вам разрешение на работу.
Документы для ИП
Чтобы новые данные отобразились в реестре, потребуется обратиться в налоговую по адресу регистрации ИП с документами:
- Оригинал и ксерокопия вашего паспорта (а если документы подаёт представитель, то ещё и его паспорт);
- Бланк ИНН;
- Свидетельство о регистрации ИП (ОГРНИП);
- Документ, который подтвердит изменения (к примеру, свидетельство о вступлении в брак или смене фамилии);
- Заявление по форме Р24001 на оформление изменений.
Вы имеете право подать документы такими способами:
- Обратившись в отделение налоговой;
- Через помощника, на которого предварительно оформите нотариальную доверенность;
- Письмом по почте;
- Обратившись к сайту налоговой службы;
- Отправившись в многофункциональный центр (можно самостоятельно, через представителя или подать заявку через сайт).
Если вы собираетесь посетить налоговый орган самостоятельно, то на приём к оператору можно записаться заранее в режиме «онлайн». Для этого зайдите на официальный сайт налоговой, выберите свой регион, инспекцию, в которой зарегистрировано ИП, и дату с временем будущего посещения. В этом случае вам не придётся ждать в очереди: специалист примет вас согласно времени, указанному в электронном талоне.
При оформлении документов через представителя не забудьте сделать доверенность. Она должна быть только нотариальной. Другие виды в налоговой не принимают.
Если вы отправляете документы почтовым отправлением, обязательно заверьте каждый лист у нотариуса. Составьте опись всех вложенных бумаг и отправьте заказное письмо.
Чтобы внести изменения в ЕГРИП через сайт налоговой службы, необходимо иметь доступ к личному кабинету. Логин и пароль от него можно зарегистрировать при предварительном личном посещении налогового органа. Чтобы отправить документы через интернет, потребуется электронная подпись. Её также нужно согласовать с налоговой службой.
Обратившись любым способом в многофункциональный центр, вы, так же как и в налоговой, сможете зарегистрировать изменение данных в ЕГРИП. Он выступает своеобразным посредником между любым предпринимателем (и даже физическими лицами, не зарегистрированными в качестве таковых) и государственными структурами.
Вносим новые данные в ЕГРИП
Процедура внесения новых данных не имеет ничего сложного.
Она состоит из нескольких этапов:
- Собираем все требующиеся документы и отправляемся в налоговую;
- Заполняем заявление о внесении изменений образца Р24001 (его можно предварительно скачать с сайта налоговой и распечатать либо заполнить бланк, который предоставит оператор);
- Передаём пакет бумаг налоговому специалисту;
- Через некоторое время получаем уведомление о готовом свидетельстве об изменениях и забираем его.
Ранее налоговая выдавала вместе со справкой, подтверждающей регистрацию изменений в ЕГРИП, выписку из реестра. Сегодня таких обязанностей у государственного органа нет. Это значит, что для собственного спокойствия, вы можете отдельно заказать выписку из ЕГРИП. Её можно получить в отделении налоговой или оставить заявку через сайт инспекции. В обоих случаях документ будет для вас бесплатным.
Укладываемся в сроки
Законодатель установил определённые сроки для уведомления о собственных изменениях предпринимателями. Если этого не сделать вовремя, то можно распрощаться с некоторой суммой в пользу штрафа.
В течение трёх дней вы обязаны сообщить новые данные в налоговый орган. Сделать это нужно как можно быстрей и не откладывать поход в налоговую. Как только вы получили свидетельство о браке или новый паспорт, не медлите, чтобы избежать неприятных последствий.
Ваши документы регистрируются налоговым органом 5 рабочих дней. За этот срок она внесёт новые данные в базу ЕГРИП. После обновления сведений в реестре у налоговой есть один рабочий день, чтобы уведомить вас о внесённых данных. Если данный срок не соблюдён, вы имеете право обжаловать действия налогового органа в течение трёх месяцев.
Если же вы не уложитесь в положенные три дня по закону, то оплатите штраф в фиксированном размере 5000 рублей. Если вы утаите от налоговой какие-то данные и намеренно не внесёте их в реестр, то распрощаетесь с 10 000 рублями.
Чтобы деятельность не приносила незапланированные расходы, соблюдайте законодательные меры и обязательно ставьте в известность налоговый орган.
Цена вопроса
Сколько бы вы ни вносили изменений в государственный реестр, с вас не возьмут ни копейки: госпошлина за внесение данных не предусмотрена. Любые изменения для вас абсолютно бесплатны. ИП платит только за регистрацию деятельности и закрытие своего бизнеса.
Однако в некоторых случаях вам всё же придётся оплатить некоторые суммы:
- Если документы за вас будет подавать представитель, то необходима нотариальная доверенность. Её оформление – от 1000 рублей;
- Чтобы заверить документы в нотариальной конторе, необходимо внести от 1000 рублей;
- Если вы будете часто отправлять бумаги в налоговую через личный кабинет, то есть смысл оформить электронную подпись. Она обойдётся вам в 1500 рублей и выше;
- Для заверения документов на электронную подпись потребуется сумма не менее 3000 рублей;
- Если для решения вопроса вы решили обратиться к фирме-посреднику, которая за плату занимается подачей документов в помощь ИП, то её услуги обойдутся как минимум в 2500 рублей.
Что если налоговая отказала
В редких случаях налоговый орган может отказать во внесении изменений.
Это может произойти по причинам:
- Отсутствия какого-то документа (уточните в налоговой полный перечень бумаг, который требуется в вашем конкретном случае);
- Подачи пакета справок в ФНС, которая не регистрировала ваше ИП (обращайтесь только по месту начальной регистрации);
- Отсутствия отметок нотариуса (если они нужны);
- Заявление на изменение Р24001 заполнено лицом, которое не имеет доверенности на это действие.
Если вы считаете, что налоговая служба отказала вам неправомерно, то можете обжаловать её действие в течение 3 месяцев. Для это нужно составить заявление на имя управляющего ФНС.