Регистрация товарного знака – пошаговая инструкция и сроки
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем все о регистрации товарного знака.
Сегодня вы узнаете:
- Какая инстанция занимается регистрацией товарных знаков;
- Какие документы необходимо будет подготовить;
- Сколько стоит данная процедура.
Содержание
- Что такое товарный знак
- С какой целью придумали товарные знаки
- Обязательно ли регистрировать товарный знак
- Виды товарных знаков
- Пошаговая инструкция регистрации торговой марки
- Правила регистрации
- Сроки регистрации товарного знака
- Стоимость регистрации товарного знака
- Как можно распоряжаться товарным знаком
- Заключение
Что такое товарный знак
Торговая марка или товарный знак – это сочетание символов, изображений, цветов или линий, которые подтверждают исключительное право собственности ИП или юридического лица на определенный товар или услугу.
Простыми словами, товарный или торговый знак – это значок, который ставит производитель на своей продукции. Благодаря этому атрибуту покупатель может не читать написанную мелким шрифтом на обороте информацию о производителе. Достаточно просто глянуть на этикетку. Это своего рода «клеймо» производителя.
Вы наверняка слышали такие понятия, как товарные знаки, бренды и торговые марки. Все эти термины являются синонимами и означают примерно одно и то же. Например, под словом «бренд» все понимают раскрученную торговую марку.
С какой целью придумали товарные знаки
Основной целью использования товарных знаков можно считать идентификацию продукции, выпущенную определенным производителем.
Любой компании, которая изготавливает тот или иной товар, хочется, чтобы именно ее продукцию покупатели быстро находили среди огромного ассортимента представленной продукции на полках магазинов.
Товарный знак помогает выделить определенный товар. Производители стараются всячески «раскрутить» торговую марку, чтобы она была узнаваемой. Благодаря этому увеличиваются объемы реализованной продукции, ведь каждый стремится приобрести продукт известной торговой марки.
Обязательно ли регистрировать товарный знак
При регистрации товарного знака в Роспатенте, он является собственностью, которая охраняется действующим законодательством.
Что будет, если вы не зарегистрируете товарный знак, разберем на примерах.
Пример 1. Вы производите колбасу, придумали свой логотип, но в целях экономии решили не регистрировать товарный знак. Ваша продукция пользуется большой популярностью, и объемы продаж растут каждый день. Произведенная вами колбаса ценится покупателями за высокое качество.
Но компания-конкурент, узнала о том, что ваша продукция продается хорошо и наладило производство своей (менее качественной) колбасы под видом вашей. Из-за этого ваши объемы продаж падают, а клиенты остаются недовольны продукцией.
В таком случае вы не сможете обратиться ни в один госорган с претензиями. Вы беззащитны перед нечестным конкурентом.
Пример 2. Вы производите ту же колбасу, и в один прекрасный день оказывается, что незарегистрированный товарный знак отдаленно напоминает эмблему другого, но официально зарегистрировано знака. В таком случае вас могут привлечь к ответственности за присвоение интеллектуальной собственности другого человека.
Пример 3. Если вы производите продукцию, которая хорошо продается, то конкурент может зарегистрировать вашу торговую марку и наладить выпуск своей продукции под видом вашей. А после получения свидетельства на этот товарный знак, вы не будете иметь права ставить его на своей продукции.
Все крупные компании и предприятия регистрируют свои торговые марки с момента создания фирм. Эмблема предприятия является основой для проведения рекламной кампании.
Виды товарных знаков
В РФ ежегодно регистрируется около 500 товарных знаков. Они могут быть самыми разнообразными.
Рассмотрим основные виды:
- Словесные – товарные знаки, представленные отдельными словами или словосочетаниями. Они очень легко запоминаются и удобны для создания любой рекламы;
- Изобразительные – товарные знаки, представленные рисунками, орнаментами, геометрическими фигурами, изображением представителей флоры и фауны и т. д.;
- Логотипы – знак в виде текста, который был предварительно графически обработан;
- Комбинированные – наиболее распространенные товарные знаки, которые представляют собой сочетание нескольких видов. Например, изображения и текста.
Существуют также и другие виды товарных знаков, а именно объемные, голографические, звуковые и т. д. Но они встречаются достаточно редко.
Пошаговая инструкция регистрации торговой марки
Итак, если вы решили зарегистрировать через Роспатент свой товарный знак, то должны понимать, что от вас потребуется терпение и наличие определенных денежных средств.
Сама процедура регистрации займет 1-2 года, в течение которых вы потратите около 40 тыс. рублей. Ну а теперь все по порядку.
Шаг 1. Создаем товарный знак.
Вопросом создания товарного знака задаются руководители сразу после регистрации ИП или оформления юридического лица. Это нужно сделать до начала проведения рекламной кампании.
Изображение на товарном знаке не должно быть сложным. Он должен легко и просто запоминаться покупателями. Его создание можно поручить сотрудникам фирмы или другим организациям, которые специализируются на данных видах работ.
После того как эскиз будет готов, он должен пройти процедуру утверждения на местном уровне.
Шаг 2. Подготовка к процедуре регистрации.
Регистрация товарных знаков происходит в таком учреждении, как ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности). Это подведомственное учреждение всеми известного Роспатента.
Но перед тем как относить пакет документов, вы должны всесторонне проверить свой товарный знак.
Это можно сделать самостоятельно через открытый реестр уже зарегистрированных товарных знаков на сайте ФИПС.
Или сформировать и отправить запрос в ФИПС, где произведут всестороннюю экспертизу вашего товарного знака. Но это услуга стоит определенных денег.
Самостоятельно вы вряд ли произведете проверку должным образом, т. к. специалисты проверяют товарный знак как целиком, так и его отдельные части. При этом вы можете не знать об элементах, которые нельзя вносить, т. е. запрещенных.
Помимо этого, работники ФИПСа сравнивают ваш регистрируемый товарный знак не только с уже зарегистрированными знаками, но и теми, которые сейчас находятся на регистрации.
Для того чтобы регистрация прошла быстро и без больших проблем, лучше заказать платную экспертизу.
Шаг 3. Подготовка документов и оформление заявки.
Для осуществления процедуры регистрации товарного знака необходимо подготовить пакет документов:
- Заявление установленной формы, которое заполняется от руки. Оно представляет собой бланк, где вы вносите необходимую информацию в определенные ячейки. Его можно взять в самом ФИПСе или найти в сети.
При заполнении заявления не допускаются исправления и выход за границы ячеек.
- Макет (эскиз) эмблемы торговой марки в двух экземплярах. Печать должна быть качественной, цветной, размер рисунка 8*8 см.
- Описание всех составляющих и частей торговой марки. В случае если изображение абстрактное, то вы должны указать его смысл. При наличии иностранных слов в товарном знаке, делается транслитерация этих слов русскими буквами.
- Перечень всех товаров (услуг), попадающих под ваш товарный знак согласно Международной классификации товаров и услуг.
- Квитанция об оплате госпошлины.
Шаг 4. Подача заявки на регистрацию товарного знака.
После того как вы соберете все документы, необходимо определиться со способом передачи документов в ФИПС.
Это можно сделать следующими способами:
- Отправить по почте;
- Отправить по факсу;
- Через официальный сайт ФИПС;
- Лично.
Самым лучшим вариантом можно считать последний. В этом случае документы в госучреждение должен приносить сам заявитель, или доверенное лицо.
Документы не примут если:
- У заявителя не будет паспорта;
- У доверенного лица не будет доверенности (нотариально заверенной);
Если вы решили отправить документы по почте, тогда в конверт необходимо вложить нотариально заверенные документы и сделать их опись. Отправить заказным письмом.
Шаг 5. Ожидание результатов формальной экспертизы.
После того как вы подадите заявку на регистрацию, ФИПС в течение месяца проводит формальную экспертизу товарного знака. На протяжении этого времени вам может прийти письмо из Роспатента с просьбой устранить ошибки или разъяснить кое-какие моменты. Вы на него должны дать ответ в течение 3 месяцев.
Советуем отвечать на такие письма как можно быстрее. Это ускорит процедуру регистрации.
Шаг 6. Проведение детальной экспертизы.
После того как была проведена формальная экспертиза, товарный знак отправляется на детальную проверку. На этой стадии проверяется все до мельчайших деталей. Товарный знак проверяется как целиком, так и его отдельные части.
При этом производится сравнение с уже зарегистрированными торговыми марками и теми, которые в данный момент находятся на регистрации.
Экспертиза осуществляется в течение 12 месяцев. Если вы обратитесь в патентные организации, то с их помощью процедура немного ускорится. Проверка будет длиться 10 месяцев. Но эта услуга довольно дорогостоящая.
Шаг 7. Решение уточняющих вопросов.
В ходе детальной экспертизы очень часто у работников ФИПСа возникают вопросы. Их они адресуют заявителям в письменной форме. Дать на них ответ необходимо в течение 6 месяцев, иначе заявка аннулируется.
Если вы хотите, чтобы регистрация прошла как можно быстрее – оперативно давайте ответы.
Шаг 8. Получение свидетельства, подтверждающее ваши права на владение товарным знаком.
Если товарный знак вашей компании прошел все проверки, тогда вам выдадут свидетельство, согласно которому вы будете являться владельцем торговой марки.
Распоряжаться товарным знаком можно с даты, которая указана в свидетельстве.
Правила регистрации
Регистрация товарного знака – это довольно сложная процедура. Тут не бывает мелочей. Из-за любой неточности могут отклонить вашу заявку.
Для того чтобы этого не случилось, необходимо знать некоторые правила:
- Подавать заявку на регистрацию торговой марки может только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Физическим лицам отказывают в регистрации.
- Заявителем и владельцем товарного знака может быть не один, а два человека. Но во всех документах будет написан один (первый).
- Свидетельство выдается в течение 2 месяцев после оплаты госпошлины.
- В состав торгового знака можно включать имена и фамилии. Человек, который регистрирует товарный знак с собственным именем, должен быть ИП. Если его регистрирует юрлицо, которое не носит данное имя, то необходимо предоставить разрешение от человека, чье имя изображено на товарном знаке.
- В товарный знак можно включать название географических объектов. Но есть одно условие. Заявитель должен быть зарегистрирован именно в этом регионе. Например, вы хотите создать торговую марку и включить в нее название своего города. Тогда вы должны быть зарегистрированными как ИП или юридическое лицо именно в этом населенном пункте.
- Товарный знак можно регистрировать как целиком, так и отдельные его части.
- Торговую марку охраняет законодательство той страны, где она зарегистрирована.
Сроки регистрации товарного знака
Процедура регистрации занимает от 10 месяцев до нескольких лет. Все зависит от того насколько быстро вы будете отвечать на уточняющие вопросы.
Свидетельство выдается на 10 лет, после чего его придется продлить. Этот срок считается со дня подачи заявки для регистрации. То есть, если на регистрацию у вас ушло 2 года, то документы на перерегистрацию вам придется подавать через 8 лет.
Стоимость регистрации товарного знака
Размер финансовых вложений зависит от того сколько товаров (услуг) будет попадать под действие вашего товарного знака.
Решив зарегистрировать торговую марку, вам придется произвести следующие платежи:
- Оплата проверки эскиза товарного знака на присутствие запрещенных буквенных обозначений, символов и т. д. Сюда входит экспертиза-сравнение вашего знака с уже зарегистрированными марками;
- Проверка правильности заполнения и составления документации;
- Комплексное сопровождение (в том числе оформление) заявки на регистрацию товарного знака;
- Государственная пошлина.
Госпошлина разбивается на 2 платежа. Первый (за принятие документов и осуществление первичной экспертизы), вы оплачиваете перед подачей заявки. Вторую – после принятия у вас документов на регистрацию.
Примерная величина платежей
Госпошлина |
20 250 руб. |
Оплата экспертиз |
11 500 руб. |
Оплата регистрации заявки |
2 700 руб. |
ИТОГО |
34 450 руб. |
Как можно распоряжаться товарным знаком
Торговая марка (знак) является нематериальным активом. Он может приносить пассивный доход своему владельцу.
Права на его использование могут передаваться третьим лицам полностью, или частично за определенную плату. Но стоит учесть, что факт передачи прав на товарный знак должен быть официально зарегистрирован в Роспатенте.
Собственник товарного знака может передать право на него только ИП или юрлицу.
При этом составляется один из следующих договоров:
- Договор на уступку товарного знака – подписав его, владелец лишается всех прав на использование торговой марки.
- Лицензионный договор – согласно этому документу владелец временно передает права на использование своей интеллектуальной собственности.
- Договор франчайзинга – оформив этот документ, вы разрешаете третьим лицам помимо товарного знака использовать наименование компании, пользоваться секретами производства и т. д.
- Договор залога – по этому соглашению вы используете товарный знак в качестве залога перед кредиторами.
Заключение
Регистрация прав на товарный знак – это довольно сложная процедура. Она отнимает много сил, времени и денег. Подготовить документы и общаться с работниками Роспатента можно как самому, так и через юридическую фирму.
Но если вы все-таки пройдете всю процедуру и получите заветное Свидетельство, то поймете, что все мучения и капиталовложения оправданы.
Ведь имея собственный товарный знак, вы получаете:
- Узнаваемость товара клиентами;
- Основу для рекламной кампании;
- Нематериальные активы.