ОСАГО в России
Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) – относительно новый для России вид страхования.
Содержание
Отправляясь в поездку на машине самостоятельно или доверяя управление другому лицу, водители принимают на себя риски, связанные с возможным ДТП, в результате которого будет повреждено транспортное средство, принадлежащее другому лицу, его имущество или даже здоровье.
Полис ОСАГО — это не страхование автомобиля или здоровья водителя. Это особый вид страхования ответственности водителя, попавшего в ДТП, за причинение ущерба имуществу, здоровью или жизни третьих лиц.
Принятие закона
Страховать ответственность владельцев транспортных средств в России стали в 2002 году, после принятия соответствующего закона.
Для сравнения, в США такие страховки обязательны с 1920-1930 годов, в странах Европы с середины 20 века.
Причем принять подобный закон могли еще в период СССР, в 1960-х годах. Проанализировав транспортные потоки, отсутствие экономических предпосылок для такого страхования, было принято решение, что необходимости нет.
С увеличением автомобильного парка, развитием экономики, необходимостью интеграции России в мировое сообщество закон был принят в 2002 году.
Действовать система страхования начала с 01.07.2003 г., с этого дня оформление полиса стало обязательным. Пройти государственный технический осмотр, зарегистрировать, снять автомобиль с регистрации без него невозможно.
Эксплуатация автомобиля без полиса ОСАГО в России запрещена. За отсутствие предусмотрен штраф.
Суть страхования
Если произошло ДТП, то вред, возникший в его результате, возмещается не лицом, виновным в происшествии, а страховой компанией, оформившей полис.
Пострадавшему нужно передать документы в организацию, занимающуюся страхованием. Самостоятельно взыскивать деньги с виновника ему не придется. Страховщик берет на себя вопросы, связанные со страховым возмещением.
Выплаты осуществляются при повреждении любого имущества, даже находящегося внутри автомобиля, например, за разбитый при столкновении планшет.
Также предусмотрена компенсация, если жизни или здоровью третьих лиц нанесен вред любой степени тяжести, установленный медицинским заключением.
Бывает, что в аварии виноваты обо водителя. В этом случае страховщики произведут выплаты всем участникам ДТП. Обычно компенсируют 50 процентов ущерба.
Стоимость полиса
Поскольку такой полис относится к обязательным видам страхования, его стоимость нельзя устанавливать произвольно. Тарифы определяются Центральным Банком России. За прошедшее с момента принятия закона время тарифы несколько раз увеличивались.
На окончательную стоимость полиса оказывают влияние ДТП в прошлые года или их отсутствие, количество водителей, указанных в полисе и их водительский стаж, мощность двигателя, а также регион регистрации автомобиля.
Коэффициент выше для неопытных водителей: моложе 22 лет или со стажем вождения менее трех лет. Для них страховка будет стоить дороже.
В 2020 году дополнительно были приняты поправки, касающиеся индивидуализации тарифов ОСАГО. Страховые компании могут учитывать в цене полиса грубое нарушение правил ПДД, например, привлечение к ответственности за неоднократный выезд на полосу встречного движения. Либо предоставлять скидки на страхование лицам, не попадавшим в происшествия и не привлекавшимся к ответственности за нарушение ПДД. Правила страхования обязательно должны содержать эти условия.
Предельные выплаты
В России выплаты по полису имею максимальные пределы:
- За вред, причиненный жизни или здоровью каждого потерпевшего, выплата составит не более 500 тысяч рублей;
- Максимально возможная компенсация за вред, причиненный имуществу одного или нескольких потерпевших – 400 тысяч рублей.
Еще возмещают расходы на погребение в сумме, не превышающей 25 000 рублей.
Если размер ущерба имуществу потерпевшего превышает установленный лимит, сторона вправе взыскать оставшуюся непокрытой сумму с виновника ДТП в судебном порядке.
Предельные выплаты по ОСАГО в России одни из самых маленьких. В США и странах Европы они значительно больше.
Как осуществляется страховое возмещение
После вызова сотрудников ГИБДД и оформления происшествия пострадавшая в дорожной аварии сторона обращается к страховщику с документами. Сделать это необходимо в течение 5 дней. Компания проводит осмотр и экспертную оценку причиненного ущерба, после чего произведет выплату или направит отказ в срок не позднее 20 календарных дней.
Вместо выплаты можно отремонтировать автомобиль. Страховая выдает направление на ремонт в автомобильный сервис. Произвести его получится только в тех организациях, с которыми у страховщика имеется соответствующий договор.
Срок ремонта – не более 30 дней со дня постановки автомобиля в сервис.
Европротокол
Получить денежные выплаты по страховке могут и те водители, которые оформили ДТП самостоятельно, без вызова ДПС, по так называемому европротоколу.
Это возможно при соблюдении ряда условий:
- В ДТП нет пострадавших;
- В происшествии взаимодействовало два транспортных средства;
- Оба водителя имеют полис ОСАГО и согласны оформить европротокол.
Размер выплат при оформлении европротокола зависит от того, есть ли спор между участниками и наличия фотографий повреждений. Чем более подробные фото будут приложены, тем больше шансов получит максимальную компенсацию.
Если есть фотографии и стороны согласны с обстоятельствами ДТП – возможна выплата до 400 000 рублей. Если нет фотографий или есть разногласия по ДТП – максимальный предел – 100 000 рублей. При отсутствии фиксации повреждений, споре сторон по обстоятельствам ДТП необходимо вызвать ГИБДД.
Особенности ОСАГО в России
Договор страхования действует 12 месяцев. Заключить новый нужно до окончания предыдущего, так как он заканчивается в точную дату.
- В полисе можно указать не более трех водителей. Если этого недостаточно необходима неограниченная страховка.
- Полис может быть оформлен как в бумажном виде, так и на электронном носителе.
- Моральный вред и ущерб, причиненный учебным автомобилем или в ходе соревнований не возмещаются.
- Если виновник был пьян, то в дальнейшем расходы страховщика будут с него взысканы.
Заключение
ОСАГО позволяет защитить имущественные интересы не только пострадавшей стороны и третьих лиц, но и самого виновника в ДТП, снижая его финансовую нагрузку, частично сглаживая конфликтные ситуации.