Как сдавать электронную отчетность для ИП + ТОП-5 сервисов для подготовки и сдачи отчетности
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим об электронной отчетности для индивидуальных предпринимателей.
Сегодня вы узнаете:
- Какую отчетность ИП может сдавать через интернет.
- Когда предприниматель может перейти на онлайн-отчетность, а когда он обязан это сделать.
- Что необходимо для подачи электронной отчетности.
Содержание
Право или обязанность
Онлайн-отчетность появилась не так давно в качестве альтернативы бумажной. Все больше предпринимателей предпочитают не тратить свое время в бесконечных очередях, а подавать отчетность через интернет.
Однако бывают ситуации, когда отчетность должна быть обязательно сдана в электронном виде. Например, отчетность в ФНС если среднесписочное количество сотрудников более ста человек, или в ПФР и ФСС при штате более 25 человек.
Если для ИП электронная отчетность не является обязательной, он все равно может ей воспользоваться, подписав соответствующее соглашение с налоговой.
Плюсы и минусы электронной отчетности для ИП
Преимущества отчетности в режиме онлайн:
- Дата загрузки документов на сайт считается датой их сдачи.
- Гарантия доставки документов.
- Подавать документы можно не выходя из дома или офиса, в любое время и из любого места (даже находясь в другой стране).
- Документы заверяются электронной подписью и полностью конфиденциальны.
- Нет необходимости дублировать документы на бумажном носителе.
- Практически невозможно допустить ошибку в оформлении документа (так как программа отслеживает технические ошибки).
- Оперативное обновление форм отчетности.
- В целом пользователи электронного документооборота могут не только подавать декларации и прочие отчеты, но и получать ответные справки и выписки от государственных фондов.
Недостатки отчетности в электронном виде заключаются разве что в необходимости получения электронной подписи и покупке специального ПО.
Как сдавать электронную отчетность
Способы предоставления онлайн-отчетности можно разделить на два основных пути:
- Самостоятельно через сайт nalog.ru;
- Через оператора электронного документооборота.
Через официальный сайт ФНС
Официальный сайт налоговой позволяет бесплатно сдавать все документы в электронном виде.
Но прежде необходимо выполнить ряд действий:
- Зарегистрироваться на сайте nalog.ru и получить идентификатор.
- Установить СКИЗИ КриптоПро.
- Установить «Налогоплательщик ЮЛ».
- Установить на компьютер корневой сертификат.
- Установить через СКИЗИ ключ электронной подписи.
- В специальной программе подготовить документы и загрузить их на сайт.
Все необходимые программы и расширения для электронной отчетности в налоговую находятся в открытом доступе на сайте nalog.ru.
Самостоятельно подавать документы через портал налоговой бесплатно, но если этот процесс кажется слишком сложным, то можно воспользоваться услугами коммерческого интернет-ресурса или онлайн-банка.
Через оператора ЭДО
Другой вариант отправки отчетности – через соглашение со специализированной компанией, которая подключает клиентов к электронному обмену данных.
Для это нужно:
- Выбрать организацию, предоставляющую необходимые услуги (оператор должен иметь договор с Управлением ФНС).
- Выбрать пакет услуг и тариф.
- Получить электронную подпись.
- Заполнить заявление о переходе на отчетность через интернет (бланк доступен на сайте ФНС).
- Приобрести необходимое ПО (иногда оно входит в стоимость услуг оператора).
Например, к федеральным операторам электронного документооборота относятся:
- Контур;
- Такском;
- Элбис;
- Небо.
Полный список аккредитованных организаций расположен на сайте ФНС.
Программы и сервисы для формирования электронной отчетности
Электронный документооборот становится еще проще, когда на помощь приходят специализированные программы.
Например, формировать электронные декларации и отправлять их в фонды можно через:
- «Мое дело» – лучший сервис, который предлагает широкий спектр услуг для предпринимателей от ведения онлайн-бухгалтерии, до сдачи отчетности в электронном виде;
- «1С-Отчетность» – сервис для отправки отчетности непосредственно через популярную 1С, обеспечивает двусторонний обмен данными с контролирующими органами (в том числе получение писем, уведомлений и выписок);
- «Налогоплательщик» – программный комплекс, позволяющий вести бухгалтерию, формировать отчетность, заверять ее электронной подписью и отправлять в ФНС, ФСС и ПФР;
- «Контур Эльба» — также полезный сервис, в котором можно подготовить и сдать отчетность в электронном виде;
- «Небо» – бухгалтерский сервис для ведения учета и сдачи отчетности.
Электронная цифровая подпись
Для заверения отчетности, подаваемой через интернет, предпринимателю необходима электронная подпись.
Получить ее можно в любом удостоверяющем центре, имеющем соответствующую аккредитацию. Там же приобретается необходимое ПО.
Для получения электронной подписи необходимо иметь: