Можно ли ООО работать без работников и какую отчетность нужно сдавать
Здравствуйте! В этой статье расскажем, может ли ООО выполнять свои функции без работников.
Сегодня вы узнаете:
- Допустима ли работа ООО без сотрудников.
- Какие отчеты нужно сдавать.
- Предусмотрены ли штрафные санкции за отсутствие сотрудников.
Содержание
Может ли ООО работать без сотрудников
Специалисты при обсуждении этого вопроса делятся на 2 лагеря. Одни считают, что полное отсутствие сотрудников недопустимо, так как должен быть хотя бы руководитель, пусть и в единственном лице. В противном случае кто будет подписывать отчеты и заниматься заключением договоров?
Еще сложнее ситуация, если вы учредитель компании и ее директор одновременно. Нужно ли вам заключать трудовое соглашение с собой? Спор по этому вопросу ведется между юристами уже два десятка лет.
Во втором случае даже различные контролирующие инстанции не могут дать однозначного ответа. Причем ссылаются на различные нормативные акты и документацию, которые порой противоречат друг другу.
Свое мнение по этому вопросу высказал и Роструд, который разъясняет, что если вы единственный учредитель компании, то ее работником вы не являетесь, а значит заключать трудовой договор с вами не нужно. Такое разъяснение основано на том, что не может подписать трудовой договор с двух сторон один и тот же человек.
Но юристы, сталкивавшиеся с данной категорией дел на практике, утверждают, что руководитель компании такой же сотрудник, как и остальные, поэтому должен быть официально трудоустроен.
Судебная практика показывает, что суды обычно выносят решение в пользу официального трудоустройства директора, пусть даже если он единственный сотрудник в компании.
Формальное отсутствие сотрудников
Знакомая предпринимателям ситуация. Желание сэкономить средства приводит к тому, что наемных работников вы не трудоустраиваете официально, а заработную плату выдаете «серую». В такой ситуации достаточно ссоры с сотрудником, как вас посетят проверяющие.
В итоге последуют проверки, судебные разбирательства и другие неприятности. Поэтому не стоит прибегать к такому способу экономии.
Штрафные санкции
Из-за ситуации, которая сложилась в законодательстве по отношению к вопросу отсутствия сотрудников ООО вы легко можете столкнуться с проблемами. Юристы утверждают, что если руководитель компании – ее учредитель, который официально не трудоустроен, нарушением это не является. И действительно, Роструд придерживается такого мнения.
Одновременно с этим, эти же специалисты рекомендуют предпринимателям внимательно следить за изменениями, которые вносятся в законодательство, регулирующее данный вопрос.
Если же начинается судебное разбирательство, ситуация меняется полностью: суды считают, что с руководителем должно быть заключено трудовое соглашение. Штрафа в такой ситуации избежать сложно.
Оптимальный выход в данном случае будет выглядеть так: руководитель компании на работу должен быть официально принят, также желательно, чтобы в штате был хотя бы один работник. Это позволит избежать лишних разбирательств с контролирующими органами.
В большинстве рассматриваемых дел суды требуют, чтобы руководитель ООО был принят на работу в официальном порядке.
Виды налоговых режимов для ООО без сотрудников
Если в вашей компании отсутствуют сотрудники, границ по выбору системы налогообложения у вас нет. Говоря проще, ООО может работать на УСН, на ОСНО или на ЕНВД.
Какие отчеты сдает ООО без работников
Сразу отметим, что даже если фирма «пустая», отчетность сдавать нужно. Причем всю ту, которая соответствует системе налогообложения, выбранной вами. То есть отчетность у компании без работников такая же, как и у обычных.
Если ООО работает на упрощенке либо на ОСНО, отчетность будет нулевой. А вот по ЕНВД сдавать нулевую отчетность нельзя. Поэтому если деятельность вашей компании приостанавливается, снимите ее с учета, чтобы не уплачивать налоговый взнос.
Даже если ООО действует без наемных работников, сдавать данные о них все равно придется.
Вам нужно будет сдать:
1. Сведения о численности сотрудников.
Если сотрудников нет, в декларации проставляйте 0, если есть только руководитель – 1.
2. Форму 4-ФСС по ООО без работников.
Сдаем в Фонд социального страхования, отчет будет «нулевым».
3. Информацию о доходах работников.
Форму 2-НДФЛ в случае отсутствия сотрудников вам сдавать не надо. Но с прошлого года для предпринимателей введена форма 6-НФДЛ, ситуация с которой сложнее. Это тоже справка, которая подтверждает доходы работников. По логике, если работников нет, то и сдавать ее не надо. Но если вы ее не предоставите, могут последовать штрафные санкции.
Чтобы избежать проблем, лучше подавайте нулевые справки. Их нужно сдать в течение месяца, который следует за отчетным кварталом.
4. Отчеты в ПФР и налоговую.
Ежемесячно вы должны подавать сведения по форме СЗВ-М на директора и ежегодно форму СЗВ-СТАЖ.
В налоговую инспекцию ежеквартально сдается Расчет по страховым взносам. Эту форму нужно сдавать независимо от того, есть в компании работники либо они отсутствуют. Если работников нет, вам нужно будет заполнить только общую информацию.
Заключение
Без наемных работников компания может успешно функционировать. Хотя руководителя лучше оформить. При этом не забывайте сдавать всю необходимую отчетность, чтобы избежать проблем с ФНС и другими инстанциями.
Если ваша компания вообще не осуществляет деятельность, лучше отправьте руководителя в отпуск без содержания либо оформите его изначально на 0,5 ставки. Таким образом, вы сэкономите средства для зарплаты. Но вести учет и сдавать отчетность в любом случае придется.
Есть ООО (на ОСНО), учредитель которого является и генеральным директором. Без договора.
Вопрос: В расчете по средствам ФСС РФ (Форма 4-ФСС), в титульном листе, в графе «Среднесписочная численность работников» ставиться значение 0 или 1 ?
Доброго времени. А статья от какого числа, года? может информация уже не актуальна? Думаю на будущее, Вам следует указывать дату написания статьи.
Здравствуйте. Мы специально не указываем дату, потому что поправляем статьи, которые теряют актуальность. В итоге почти все статьи успевают оставаться актуальными.