Зачем торговые сети открывают кафе и рестораны
В последние годы крупные ритейлеры начинают завоевывать рынок ресторанного бизнеса, открывая рядом со своими магазинами точки общепита. И это уже не отдельные уголки с кофе и напитками, а довольно большие кафе и рестораны. В чем же выгода?
Содержание
Статистика показывает, что в 2023 году рынок общепита в России показал значительный прирост (около 15%). За год до этого прирост составил не более 2,5%. Выросла популярность ресторанов и кафе, вследствие чего обнаружилась нехватка хороших заведений общепита. Небольшие кафе и рестораны быстрого питания, где предлагают покушать дешево и очень вкусно, пользуются стабильно высоким спросом. Таким образом, торговые сети, обустраивающие кафе на территории магазинов, стали основными конкурентами владельцев ресторанного бизнеса.
С чего все началось
В последние годы крупные продуктовые магазины значительно нарастили объемы производства готовых блюд, т.к. продавать такую еду выгоднее, чем полуфабрикаты и обычные продукты. Плюс ко всему, образуется гораздо меньше отходов для утилизации.
Городские жители, особенно молодые люди, все чаще предпочитают ужинать в магазинах, т.к. Это очень выгодно, а качество еды очень достойное. На западе заведения подобного формата появились еще в 2016 году. Идея заключалась в том, что люди могут в одном месте не только закупить продукты и товары для дома, но и поужинать в кругу друзей или близких.
В России крупные первые фудкорты на базе гипермаркетов появились в 2018 году, а уже в 2019 году в магазинах стали появляться первые кафешки.
Удобный формат
Пандемия очень сильно ударила по оффлфйн-торговле, поэтому для того, чтобы вернуть клиентов, многие сети стали менять формат своих торговых точек, внедряя в них кафе и рестораны. Летние террасы и кафе-веранды стали пользоваться популярностью. Такой формат позволяет не только вместить больше посетителей, но и сделать меню доступнее.
Руководство «Перекрестка» отмечает, что летние веранды — очень выгодное решение для супермаркетов, где можно поужинать или пообедать, а также провести время с друзьями. При выборе площадок для террас и летних веранд компания ориентируется в первую очередь на близость к жилым домам, офисам. Важным фактором также является покупательский трафик. Небольшие кафе площадью от 25 до 40 м2 могут вместить около 20 человек.
В 2023 году в Питере прямо в гипермаркете был открыт семейный ресторан «Лента Fresh» вместимостью до 120 человек с зонами итальянской, азиатской и восточной кухни, а также стритфуда. Таким образом компания планирует привлечь новых покупателей в магазине и повысить лояльность клиентов к торговой марке.
Компания «ВкусВилл» в конце 2023 года выкупила семейное кафе «АндерСон», планируя усилить свои позиции в ресторанном бизнесе. На данный момент в магазинах сети уже работают 7 пекарен и 260 кафе.
«Магнит» также активно обновляет концепцию своих магазинов, делая кафе «стандартной опцией». Пока компания анализирует работу первых магазинов в новом формате, после чего будет принято решение, стоит ли развивать этот проект.
Цена — не главное
Кафе и собственные пекарни – один из способов привлечения покупателей. Люди, заходящие в кафе перекусить или выпить кофе, часто становятся покупателями. При этом в магазинах с кафе реализуется больше готовых продуктов (десертов, кулинарии).
Как показывает практика, средний чек в магазинах с зонами кафе выше, чем в обычных торговых точках.
Развивая в магазинах точки общепита, торговые сети привлекают семейных покупателей, которые уделяют внимание качеству продуктов, сервису и комфорту. Цены давно уже перестали быть решающим фактором. Часто определяющим фактором является расположение, наличие парковки и качество еды.