Как вести учет в интернет магазине: бухгалтерский, налоговый и учет товара
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим об особенностях учета в интернет-магазине.
Сегодня вы узнаете:
- Основные статьи расходов интернет-магазина;
- Особенности налогового учета;
- Способы ведения бухгалтерии.
Содержание
Сразу хотим порекомендовать ведение налогового и бухгалтерского учета в сервисе «Мое дело», потому что это просто, удобно и выгодно.
Особенности учета в интернет-магазинах
Торговые площадки в интернете становятся популярнее с каждым годом. Многие предприниматели, желающие заниматься продажами, решают начинать свое дело сразу с сети, а не с торгового центра, или даже рынка, как это было ранее. В чем же преимущества интернет-магазина?
- Минимальные стартовые инвестиции;
- Широкая территория распространения товара.
Бухгалтерский и торговый учет интернет-магазина подчиняются тем же законам, что и учет в обычной торговой точке (закон о ведении бухгалтерского учета №402-ФЗ). Существует лишь несколько особенностей, о которых мы и поговорим в нашей статье.
Налогообложение
В настоящее время предпринимателям доступны для выбора основные системы налогообложения:
ОСНО
Будучи налоговой системой «по умолчанию», ОСНО сегодня остается самой невыгодной и сложной в плане документооборота, что действительно в том числе и для интернет-магазина.
Общая система налогообложения не освобождает предпринимателей от перечисления в бюджет НДС, НДФЛ и налога на прибыль, ежеквартально необходимо сдавать декларации.
Применяется в ОСНО в случаях, если:
- Переход на иную систему налогообложения невозможен;
- Заявление о применении УСН не было подано в срок;
- На предприятии работает более ста сотрудников;
- Годовая прибыль более 150 миллионов рублей;
- У организации есть филиалы или представительства.
УСН (доходы)
При этой системе налогообложения учитываются только доходы предприятия, расходы не влияют на сумму налога. Учет ведется в книге учета доходов и расходов (КУДиР). Отчетный период – календарный год. Вести учет на данной системе довольно просто, что удобно даже новичку.
Наиболее выигрышной система УСН (доходы) считается для предприятий, в которых:
- Незначительные траты на содержание сайта и закупку товара;
- Расходы сложно обосновать и подтвердить (продукция изготовлена вручную или приобретена на иностранных площадках).
УСН (доходы минус расходы)
Упрощенный налог, рассчитываемый от чистой прибыли организации, требует более тщательного учета доходов и особенно расходов. Применять такой тип упрощенки есть смысл только при расходах, составляющих более 60% от выручки.
Расходы придется не только официально подтверждать чеками, выписками и прочими документами, но и соотносить с утвержденным государством перечнем (статья 346 Налогового Кодекса). Согласно ему далеко не все траты можно отнести к расходам компании.
ЕНВД
В классическом понимании интернет-магазина использование ЕНВД невозможно. Дело в том, что под вмененку пока попадают исключительно точки с торговой площадью, от размера которой и будет зависеть размер налога. Склад или офисное помещение, которые могут быть у интернет-магазина, к торговому помещению не относятся.
Допускается ЕНВД только для ресурсов, принадлежащих физическим торговым точкам. Например, свой сайт розничного магазина на ЕНВД может лишь демонстрировать товар, но не давать возможность купить его онлайн.
Читайте также:
Налогообложение интернет-магазина или как платить налоги интернет-магазину.
Доставка товара
Основная отличительная особенность онлайн-торговли заключается в способе передачи товара покупателю. Клиент не приходит сам в магазин, как это принято в розничных отделах, а заказывает покупку из дома и ждет доставку.
Законодательно установлено два способа оплаты доставки:
- Включение стоимости в цену товара;
- Раздельная оплата за товар и за его доставку.
Во втором случае, когда стоимость доставки не входит в цену товара, на услуги доставки оформляется отдельный договор, по которому и совершается отдельная оплата.
Соответственно доставка в этой ситуации может считаться отдельным видом деятельности, и налогом он будет облагаться отдельно от самого интернет-магазина. Например, магазин может быть на УСН, а услуги доставки на ЕНВД.
Выдаваемые документы
Как и в любом другом магазине, в интернете покупатель должен получить некое подтверждение совершения покупки.
При безналичном расчете клиент получает:
- Электронное письмо с подтверждением оплаты. Оформляется оно произвольно, но обязательно должно содержать реквизиты продавца и покупателя, перечень оплаченного товара и итоговую сумму.
- Накладная (инвойс), вложенная в упаковку с товаром. Оформление ее тоже свободное, а данные дублируются из электронного письма. Если товар не материальный (например, компьютерные игры, музыка, которые покупатель сразу скачивает на свой компьютер), не нужно отправлять отдельным письмом накладную. Получить ее покупатель может и в цифровом виде.
Закон о защите прав потребителей: в момент доставки товара покупатель должен получить письменную информацию о приобретенном товаре и условиях его возврата. Административное нарушение данного требования грозит штрафом 500-1000 рублей для ИП и 5000-10000 рублей для юридических лиц.
Оплата покупки наличными при получении подразумевает выдачу не только накладной, но и кассового чека. Поэтому у курьера обязательно должен быть мобильная ККТ и POS-терминал, если предусмотрена возможно расплачиваться банковской картой (эквайринг). Невыдача чека может грозить магазину штрафу от налоговой.
Бухгалтерский и налоговый учет в интернет-магазине
Если компания-создатель интернет-магазина уже выбрала форму налогообложения, можно приступать к организации налогового и бухгалтерского учета.
Система учета начинается с формирования перечня основных операций.
В нашем случае это:
- Содержание сайта: создать сайт можно своими силами, а можно по договору со специализированной компанией, но на этом расходы не заканчиваются, регулярно сайт требует оплату хостинга, доменного имени, программную поддержку и техническое обслуживание.
- Учет товаров: закупка для перепродажи, его продажа за наличные, банковской картой или через электронный кошелек.
- Доставка: своим курьером, по договору с курьерской службой или почтой.
- Возврат товара покупателем.
- Прочие расходы: заработная плата сотрудников, аренда складских помещений, оплата банковских услуг, списание товара (брак) и так далее.
Основные расходы и проводки
Магазину в сети в отличие от торговой точки не нужно регулярно платить аренду торгового помещения, оплачивать его оформление и оборудование, зарплату продавцам. Но вместо этого у интернет-продавца появляются такие статьи расхода, как поддержка сайта, доставка, иногда содержание call-центра.
Статья расхода | Бухгалтерский учет | Налоговый учет |
Аренда склада | Расходы на аренду склада учитываются каждый месяц по дебету счета «Расходы на продажу» (44) | Приравнивается к прочим затратам, связанным с производством и реализацией |
Доставка | Оплата за доставку отражается в общей выручке. Расходы учитываются на счете 44 | Организация доставки относится к косвенным расходам процесса реализации товара. В частности, к ним относятся топливо и ремонт автомобилей, осуществляющих доставку, расчет с курьерской службой или доставка почтой. У организаций на ОСНО, со своей службой доставки, затраты на проезд курьеров относятся к оплате труда |
Маркетинговые исследования | Затраты накапливаются на счете 44, в конце месяца списываются в дебет счета «Продажи» (90). Так как любые маркетинговые расходы идут на повышение объема продаж | Расходы можно учесть как часть прочих расходов в процессе реализации продукции |
Реклама | Оплата рекламных услуг вне зависимости от лица, предоставляющего их (ИП, ООО, физическое лицо), отражается по дебету счета 44 в корреспонденции с кредитом счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (60), списывается в дебет субсчета 90-2 («Себестоимость продаж») | Стоимость рекламных акций относится к обычным коммерческим тратам |
Способы ведения учета
Учет в интернет-магазине практически не отличается от бухгалтерии любой другой торговой точки.
В качестве примера рассмотрим путь продукта в интернет-магазине с курьерской доставкой и оплатой наличными при получении:
- Закупка товара;
- Размещение его на сайте;
- Оформление заказа покупателем, подтверждение заказа менеджером;
- Доставка товара покупателю, получение курьером оплаты;
- Получение денег и документов бухгалтерией;
- Завершение учета по проданному товару: занесение в программу факта оплаты, подсчет чистой прибыли, ПДВ и налогов.
Как видно из примера, учет в интернет-магазине необходимо вести на всех этапах от закупки товара до его доставки покупателю. Это довольно трудоемкая работа, с которой не каждый новичок сможет справиться самостоятельно.
Предприниматель вправе выбрать любой из удобных способов ведения бухгалтерии своего интернет-магазина:
- Самостоятельно;
- С помощью штатного бухгалтера;
- По договору с аутсорсинговой конторой, предоставляющей бухгалтерские услуги.
Интернет-магазину на ОСНО, да еще и с большим оборотом, практически не обойтись без штатного бухгалтера. На УСН уже проще воспользоваться услугами аутсорсеров или своими силами.
Бизнесменам, которые решают обойтись собственными силами, на помощь приходят специализированные программы учета, самой известной из которых остается 1С.
Однако, современные онлайн-программы имеют более широкий спектр возможностей, в числе которых синхронизация с каталогом интернет-магазина и банковскими операциями. Например, к таким сервисам относится «Мой склад» (складской учет), «Мое дело» (налоговый и бухгалтерский учет).
Они позволяют:
- Выписывать и заполнять документы;
- Работать с заказами, обрабатывать их и отслеживать выполнение;
- Осуществлять складской учет;
- Учет продаж формировать в статистику и отчеты по обороту товара;
- Вести базу клиентов, учет заказов, их историю по каждому покупателю;
- Совершать sms или email-рассылки.
Самостоятельное ведение учета интернет-магазина требует немало времени, ведь все операции придется вносить в программу самому, заниматься бухгалтерским и налоговым учетом. При наличии в штате магазина менеджеров, обрабатывающих заказы, им же можно доверить и параллельное ведение складского учета.
Из года в год компьютерные программы и онлайн-сервисы берут на себя все больше функций, автоматизируя весь процесс учета, поэтому не стоит бояться большого количества операций, главное – выбрать себе надежного помощника.