Себестоимость услуг и работ — что это такое, как вести учет и расчет (калькулирование) + виды и формирование себестоимости услуг
Здравствуйте! Сегодня поговорим про себестоимость услуг, ее расчет и формирование. Любой бизнесмен, чье предприятие специализируется на оказании услуг, должен установить реальные конкурентоспособные цены на свои услуги. Для того чтобы это сделать, необходимо рассчитать фактическую себестоимость услуг, ведь именно этот показатель влияет на ценообразование. Давайте вместе разберемся, что скрывается под термином «себестоимость» и как она определяется.
Содержание
Что такое себестоимость услуг — общее понятие
С помощью определения себестоимости, можно рассчитать наценку. Существует несколько разновидностей себестоимости. Ее определяют индивидуально для каждого предприятия. Если компания занимается выпуском продукции, тогда рассчитывается себестоимость товара. Если товаром являются услуги, тогда рассчитывается себестоимость услуг.
Для лучшего понимания приведем примеры. В случае если предприятие занимается производством мягких игрушек, тогда рассчитывается себестоимость игрушки. Если рассматривать транспортную компанию, которая занимается перевозками, тогда рассчитывается себестоимость транспортных услуг.
Себестоимость услуг – это сумма всех издержек, выраженная в денежном эквиваленте, которые понесло предприятие для предоставления услуги.
Этот качественный показатель используется при определении эффективности предприятия и его финансового состояния. Он зависит от вида оказываемых услуг.
Например, если рассматривать парикмахерскую и аутсорсинговую компанию, которая специализируется на предоставлении бухгалтерских услуг, то себестоимость реализованных услуг первой организации будет выше, чем у второй. Все из-за того, что для оказания парикмахерских услуг требуется большее количество расходных материалов, инструментов и т. д., чем для аутсорсинговой компании.
Типы / виды себестоимости услуг и ее структура
Различают несколько типов себестоимости.
- Полная себестоимость услуг – это отношение всех издержек предприятия ко всему объему производства. То есть в расчет берут общие показатели производства.
- Предельная себестоимость услуг – это себестоимость каждой отдельной услуги.
Для того чтобы рассчитать себестоимость проданных услуг необходимо знать, что она может иметь 2 структуры. Структурой считается совокупность всех затрат для осуществления той или иной услуги. Итак, различают:
- себестоимость по статьям калькуляции;
- себестоимость по элементам затрат.
Из чего состоит себестоимость услуг предприятия
Себестоимость предоставляемых услуг – это совокупность всех издержек предприятия. Они подразделяются на следующие виды:
- Прямые – зарплата работникам, которые непосредственно участвуют в процессе предоставления услуг.
- Косвенные – заработная плата руководителям предприятия.
- Постоянные – амортизационные отчисления. Они не зависят от объемов оказанных услуг.
- Переменные – затраты на покупку материалов.
Рассмотрим все виды затрат на оказание услуг на простом примере. Если вы владелец свадебного агентства и организовываете торжества, тогда прямые затраты, вы несете, когда выплачиваете заработную плату тамаде, музыкантам, координаторам свадьбы. Косвенные – это ваша зарплата. Постоянные затраты вы несете, когда оплачиваете аренду помещения, коммунальные услуг, налоги и т. д. Украшая рестораны живыми цветами и другой свадебной атрибутикой, вы несете переменные затраты.
Как рассчитать себестоимость услуг — калькулирование
Посчитать себестоимость услуг можно несколькими способами. Для этого нужно отчетливо понимать, что для предоставления услуг необходимы определенные материалы и материальные ценности. Себестоимость услуги состоит из себестоимости материалов и затрат на выполнение работ по оказанию услуг.
Мы составили небольшой план, с помощью которого можно посчитать себестоимость услуг. При расчетах необходимо учитывать следующее:
- Расходы, связанные с налоговыми отчислениями и предпринимательской деятельностью;
- Затраты капитальные и текущие;
- Затраты материальные;
- Выплата заработной платы сотрудникам;
- Социальные отчисления;
- Амортизационные отчисления;
- Прочие расходы.
Определяя себестоимость услуг, необходимо учитывать материалы, которые используются при выполнении работы. Если процесс нетрудоемкий, и не требует наличия большого количества материалов, тогда можно суммировать все расходы и вывести себестоимость.
В случае если выполнение работ предполагает наличие большого количества материалов, можно составить отдельную смету для клиента. Там будут прописаны цены на все материалы. А отдельно будет назначена сумма за оказание услуги.
Рассмотрим эти принципы на примерах.
Если вы занимаетесь репетиторской деятельностью, тогда для работы необходимо иметь несколько книг и тетрадей. Себестоимость платных услуг будет состоять из расходов на литературу, канцелярию. При составлении прейскуранта на свои услуги вы просто в цену для клиента включаете еще и расходы на материалы. Таким образом, вы рассчитываете нормативную себестоимость услуг.
Второй пример будет касаться клининговой компании. Перед тем как заключить договор, с клиентом оговаривается весь перечень услуг, которые ему будут предоставляться. В таком случае стоимость на все моющие средства и инвентарь можно вынести в отдельный прейскурант. Заказчик будет оплачивать отдельно материалы и отдельно работу персонала.
Расчет себестоимость работ и услуг
Для того чтобы рассчитать себестоимость производимых услуг, необходимо досконально знать сам процесс предоставления услуги и владеть информацией о себестоимости материалов.
Приведем пример расчета себестоимости услуг для наращивания ресниц.
- Для процедуры наращивания потребуются специальные искусственные волосинки. Определяем стоимость искусственных ресниц, которые потребуются на одного человека. Если цена упаковки одинарных искусственных волосинок составляет 4000 руб., в упаковке их 4000 шт., а на одного клиента потребуется в среднем 100 ресничек, отсюда можно высчитать себестоимость волосинок. Цену упаковки делим на объем и умножаем на количество клиентов.
- Увеличить объем и длину ресниц с помощью наращивания невозможно без специального клея. Также необходимо рассчитать количество этого материала на одну клиентку. Клей объемом 5 мл стоит 3500 руб. На одну клиентку «уходит» примерно 0,2 мл. Имея эти данные, производим расчет. Общую стоимость клея делим на его объем и умножаем на количество материала для одного человека.
- Для этой, не очень сложной процедуры, не нужно иметь специального оборудования, достаточно будет одной одноразовой кисточки. Такие кисточки продаются в наборе по 50 шт. Стоимость набора составляет 500 руб. Отсюда высчитываем себестоимость одной кисточки. Для этого стоимость набора делим на количество кисточек и умножаем на количество кисточек, которое необходимо для проведения одной процедуры.
- Еще одним материалом, который потребуется, является медицинская клеящаяся лента. Она продается в рулонах по 6 метров. Стоимость такой ленты 400 руб., а на одну процедуру необходимо 10 см. Рассчитываем: общую стоимость ленты делим на объем рулона и умножаем на количество материала для одного клиента.
- Суммируем все расходы и в результате получаем себестоимость реализации услуг.
Для наглядности и лучшего понимания произведем калькулирование себестоимости услуг на примере:
№ п/п | Составляющие себестоимости | Расчеты | Сумма на 1 клиента |
1. | Стоимость ресниц | 4000 р. /4000 шт. х 100 шт. | 100 руб. |
2. | Клей | 3500 р. /5 мл. х 0,2 мл. | 140 руб. |
3. | Кисточки | 500 р. / 50 шт. х 1 шт. | 10 руб. |
4. | Медицинская лента | 400 р. / 600 см. х 1 см. | 6,7 руб. |
Всего: | 256,7 руб. |
Приведенный пример очень простой. В нем не учитывается стоимость аренды помещения, налогов, зарплата мастеру, оплата коммунальных платежей и т. д. Данный расчет будет достоверен в том случае, если вы работаете сами на себя, а услуги предоставляете дома. При этом не тратите деньги на проведение рекламной кампании.
Заключение
Определение себестоимости услуг – это одна из главных задач предпринимателя. Правильный расчет позволит сформировать реальную цену и предотвратит банкротство предприятия или банкротство ИП. Определить себестоимость услуги несложно. Достаточно суммировать абсолютно все расходы, которые несет компания при оказании услуги.
Для того чтобы бизнес приносил доход и развивался, необходимо вести строгий учет затрат при оказании услуг и стараться уменьшить расходы. Для этого воспользуйтесь статьей про снижение себестоимости. Благодаря этому себестоимость будет уменьшаться, а прибыль увеличиваться.