Как определить выручку от продаж товаров, услуг или продукции

Просмотров: 19531
Комменты: 0
27 Май 2017
Автор статьи: Редакция Авторский состав проекта.

Добрый день, уважаемые читатели! В это статье мы поговорим про выручку от продаж.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое выручка от реализации;
  2. Что говорит данный показатель;
  3. Вычисление выручки в формулах и примерах.

Содержание

Выручка от реализации

Выручка от продаж – полная сумма денежных средств, полученная предпринимателем или организацией от реализации произведенной продукции, товаров, услуг за строго определенный промежуток времени.

Можно сказать, выручка – это кредитовая сторона 90 счета (Кт 90 сч), но это поймут только бухгалтера.

Выручка – основной источник дохода любого предпринимателя. Именно извлечение выручки от продажи продукции завершает цикл производства всего предприятия. Доказывает жизнеспособность и завершает кругооборот денежных средств всякого коммерческого начинания.

В бухгалтерском учете выручка принимается строго при выполнении конкретных требований:

  • Предприятие вправе получать эту выручку (право зафиксировано в конкретном договоре или обосновано иным способом);
  • Размер выручки может быть определён;
  • Есть твердое понимание, что в итоге данной операции произойдет рост экономической выгоды предприятия;
  • Предприятие уступило право собственности на произведенные изделия покупателю (либо заказчик принял выполненный объем работ);
  • Расходы, понесенные в результате данной операцией, могут быть определены.

Показатель выручки

Выручка – есть обобщающий (результативный) показатель,

С позиции экономического анализа, она может быть описана следующими факторами:

  • Выручка = производительность труда * численность (основываясь на формуле: производительность = выручка / численность);
  • Выручка = количество продукции * цена единицы продукции;
  • Выручка = себестоимость * прибыль.

Итак, о чем же нам сможет рассказать выручка с первого взгляда:

  • Пользуется ли спросом наш товар (услуга) в целом;
  • Анализ выручки по отдельному наименованию товара в разных торговых точках поможет принять решение о перемещении определенных групп товара из одной торговой точки в другую (где он реализуется быстрее);
  • Какой именно товар стоит закупать либо производить в большем объеме;
  • Сравнение показателей выручки за прошлые и текущие периоды позволяет вам оценить насколько быстрыми темпами идет развитие предприятия, а может, наоборот, пошел спад и нужно срочно принимать меры;
  • Имея данные о текущей выручке предприятия, предприниматель может грамотно перераспределить средства на оплату счетов, налогов, заработной платы, закупку новой партии товара.

В экономическом анализе предприятия также используется показатель выручки. Имея данные о выручке за определенный период, мы можем посчитать прибыль, рентабельность продаж. При более глубоком и детальном анализе определяются показатели оборачиваемости капитала и рентабельности собственного капитала.

Расчет выручки в формулах и примерах

Вернемся к определению выручки и разберем какие существуют типы выручки:

  • Валовая (или «грязная», общая, брутто) – это все денежные средства, полученные в результате продажи (как «наличка» в кассе, так и «безнал», оплаченный банковской картой);
  • Чистая (нетто) – есть выручка без налогов (если вы платите акцизы и НДС, в рознице валовая и чистая выручка равны).

В бухгалтерском учете существуют два способа подсчета выручки:

  • Метод начисления (по-другому на бухгалтерском сленге «по отгрузке») – применяется на крупных холдингах, где отправка продукции производится в больших объемах и на приличные расстояния;
  • Кассовый метод (т. е. непосредственное поступление денежных средств в момент продажи товара) – распространен в учете на малых предприятиях, например, в рознице.

Способ учета выручки неукоснительно прописывается в учетной политике предприятия.

В первом пункте формула расчета выглядит так:

TR= ОГПн + ГП — ОГПк, где:

  • ОГПн – остаток готовой продукции на первое число отчетного периода;
  • ГП – готовая продукция произведенная за это время и предназначенная для реализации;
  • ОГПк – остаток готовой продукции на последнюю дату отчетного периода.

Но в теперешнее неспокойное время все большее количество предпринимателей и организаций предпочитают кассовый метод учета выручки.

Формула определения выручки согласно пункту два выглядит так:

TR=P*Q, где:

  • TR – выручка;
  • P – цена за штуку товара;
  • Q – объём проданного товара.

Как видим, ничего сложного.

Пример. В продуктовом магазине за смену было продано 2,5 кг конфет «Белочка» по цене 345 рублей за один кг; 25 булок белого хлеба по цене 31 рублей за одну булку; 3 упаковки чая «Пиала» по цене 70 рублей; 2 пачки вермишели «Добродея» по цене 65 руб.

Определим сумму выручки за смену, которая сдается инкассатору:

TR = 2,5*345+25*31+3*70+2*65; TR = 1977,50 руб.

Исходя из приведенной формулы, мы с вами понимаем какими методами можно воздействовать на выручку. Либо повышать розничную (в др. случаях отпускную) цену, либо увеличивать объем реализуемого товара (или продукции).

В первом случае ограничивающим фактором будет покупательский спрос. Во втором – минимальный размер прибыли (ведь предприятие должно оставаться рентабельным).

Пример. Определить изменение выручки турфирмы на основании информации о цене и количестве реализованных путевок.

Показатели  Предыдущий год Отчетный год
Объём продаж (в денежных единицах)  10 000  15 000
Количество путевок (шт.)  1000  750
Средняя цена одной путевки  10  20

Используя данные по этим двум факторам, методом цепных подстановок получаем:

 № п/п  Количество  Цена  Выручка  Изменения  Причины
 Базовые данные  1000  10  10 000
 1  750  10  7500  «-» 2500  Уменьшение количества проданных путевок
 2  750  20  15 000  «+» 7500  Увеличение цены путевки

Итого: 15000-10000 = -2500+7500 = 5000 (денежных единиц).

Показатель выручки в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Поговорим о бухгалтерском балансе. Для малых предприятий он состоит из формы №1 «Баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Баланс содержит показатели имущества предприятия – «Актив» и источники формирования имущества – «Пассив». Баланс показывает срез (сальдо) на отчетную дату. Форма 2 описывает движение (оборот) за этот период.

При регистрации предприятия, помимо основного типа деятельности (согласно ОКВЭД), вы указали прочие, дополнительные виды.

Тогда ваша выручка будет собираться из:

  • Выручки от основного вида деятельности;
  • Выручки от инвестиций;
  • Выручки от финансовой деятельности.

И в бухгалтерской (финансовой) отчетности (в том числе в ф.2) будут отдельно учитываться выручка от основного типа деятельности и прочий доход (доход от других, дополнительных типов коммерческой деятельности).

Пример. Предприятие розничной торговой сети сдало в аренду временно пустующее помещение магазина и предоставило денежный заем своему сотруднику. Основной тип деятельности в данном примере будет розничная торговля (выручка от продажи товаров пойдет в графу выручка ф.2). Оплата за аренду помещения и проценты по договору займа будут выручкой от дополнительных типов деятельности (в бухучете и форме №2 – это будет дополнительный доход).

Напоследок пройдемся по форме 2, чтобы понять взаимосвязь показателя выручки с другими финансовыми параметрами:

  • Выручка от продаж (чистая) — себестоимость проданного товара = валовая прибыль;
  • Валовая прибыль — коммерческие расходы = прибыль (убыток) от продаж;
  • Прибыль от продаж -(+) операционные и внереализационные расходы (доходы) = прибыль (убыток) до налогообложения;
  • Прибыль до налогообложения — налог на прибыль (если вы находитесь на основной системе налогообложения) = прибыль (убыток) от обычной деятельности;
  • Прибыль от обычной деятельности — (+) чрезвычайные расходы (доходы) = нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).

Итак, теперь мы точно понимаем, что приравнивать понятия выручка, доход и прибыль – совершенно неверно. Тем не менее выручка существенно влияет на эти два показателя.

Тема нашей статьи раскрыта полностью. Надеюсь, информация была доступной и полезной.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Просмотров: 187390
07 Апр 2020
Как открыть ИП самостоятельно: пошаговая инструкция по регистрации и образцы документов
Просмотров: 8161
11 Сен 2019
Страх отказов: из-за чего он возникает, как проявляется + способы его преодоления
Просмотров: 20895
10 Сен 2019
Где можно научиться бизнесу и набраться опыта: профильные и непрофильные ВУЗЫ, популярные бизнес-классы и курсы
Просмотров: 34420
06 Фев 2019
Что такое маржа простыми словами: как ее рассчитать по формуле, для чего используется это понятие + виды маржи
Просмотров: 17557
15 Сен 2018
Что такое репутационные риски простыми словами: виды, примеры, оценка и методы управления рисками
Просмотров: 52440
15 Авг 2018
Что такое альтернативная стоимость простыми словами: как ее определить, примеры + кривая производственных возможностей
Просмотров: 4285
17 Мар 2018
Что такое показатель ROI: применение в сфере инвестиций и рекламы, методы и формулы расчета
Просмотров: 10215
Валовая прибыль предприятия: что это, о чем говорят ее показатели + формула для расчета
Просмотров: 19589
05 Янв 2018
Что такое ликвидность: виды, формулы + анализ ликвидности баланса и активов компании
Просмотров: 10877
23 Авг 2017
Как бороться с невыкупом заказов, отправленных наложенным платежом
Не нашли ответа на свой вопрос? или
Задать вопрос
Не нашли ответа на свой вопрос? или
Задать вопрос
Комментариев нет - Читать комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector