Как определить выручку от продаж товаров, услуг или продукции
Добрый день, уважаемые читатели! В это статье мы поговорим про выручку от продаж.
Сегодня вы узнаете:
- Что такое выручка от реализации;
- Что говорит данный показатель;
- Вычисление выручки в формулах и примерах.
Содержание
Выручка от реализации
Выручка от продаж – полная сумма денежных средств, полученная предпринимателем или организацией от реализации произведенной продукции, товаров, услуг за строго определенный промежуток времени.
Можно сказать, выручка – это кредитовая сторона 90 счета (Кт 90 сч), но это поймут только бухгалтера.
Выручка – основной источник дохода любого предпринимателя. Именно извлечение выручки от продажи продукции завершает цикл производства всего предприятия. Доказывает жизнеспособность и завершает кругооборот денежных средств всякого коммерческого начинания.
В бухгалтерском учете выручка принимается строго при выполнении конкретных требований:
- Предприятие вправе получать эту выручку (право зафиксировано в конкретном договоре или обосновано иным способом);
- Размер выручки может быть определён;
- Есть твердое понимание, что в итоге данной операции произойдет рост экономической выгоды предприятия;
- Предприятие уступило право собственности на произведенные изделия покупателю (либо заказчик принял выполненный объем работ);
- Расходы, понесенные в результате данной операцией, могут быть определены.
Показатель выручки
Выручка – есть обобщающий (результативный) показатель,
С позиции экономического анализа, она может быть описана следующими факторами:
- Выручка = производительность труда * численность (основываясь на формуле: производительность = выручка / численность);
- Выручка = количество продукции * цена единицы продукции;
- Выручка = себестоимость * прибыль.
Итак, о чем же нам сможет рассказать выручка с первого взгляда:
- Пользуется ли спросом наш товар (услуга) в целом;
- Анализ выручки по отдельному наименованию товара в разных торговых точках поможет принять решение о перемещении определенных групп товара из одной торговой точки в другую (где он реализуется быстрее);
- Какой именно товар стоит закупать либо производить в большем объеме;
- Сравнение показателей выручки за прошлые и текущие периоды позволяет вам оценить насколько быстрыми темпами идет развитие предприятия, а может, наоборот, пошел спад и нужно срочно принимать меры;
- Имея данные о текущей выручке предприятия, предприниматель может грамотно перераспределить средства на оплату счетов, налогов, заработной платы, закупку новой партии товара.
В экономическом анализе предприятия также используется показатель выручки. Имея данные о выручке за определенный период, мы можем посчитать прибыль, рентабельность продаж. При более глубоком и детальном анализе определяются показатели оборачиваемости капитала и рентабельности собственного капитала.
Расчет выручки в формулах и примерах
Вернемся к определению выручки и разберем какие существуют типы выручки:
- Валовая (или «грязная», общая, брутто) – это все денежные средства, полученные в результате продажи (как «наличка» в кассе, так и «безнал», оплаченный банковской картой);
- Чистая (нетто) – есть выручка без налогов (если вы платите акцизы и НДС, в рознице валовая и чистая выручка равны).
В бухгалтерском учете существуют два способа подсчета выручки:
- Метод начисления (по-другому на бухгалтерском сленге «по отгрузке») – применяется на крупных холдингах, где отправка продукции производится в больших объемах и на приличные расстояния;
- Кассовый метод (т. е. непосредственное поступление денежных средств в момент продажи товара) – распространен в учете на малых предприятиях, например, в рознице.
Способ учета выручки неукоснительно прописывается в учетной политике предприятия.
В первом пункте формула расчета выглядит так:
TR= ОГПн + ГП — ОГПк, где:
- ОГПн – остаток готовой продукции на первое число отчетного периода;
- ГП – готовая продукция произведенная за это время и предназначенная для реализации;
- ОГПк – остаток готовой продукции на последнюю дату отчетного периода.
Но в теперешнее неспокойное время все большее количество предпринимателей и организаций предпочитают кассовый метод учета выручки.
Формула определения выручки согласно пункту два выглядит так:
TR=P*Q, где:
- TR – выручка;
- P – цена за штуку товара;
- Q – объём проданного товара.
Как видим, ничего сложного.
Пример. В продуктовом магазине за смену было продано 2,5 кг конфет «Белочка» по цене 345 рублей за один кг; 25 булок белого хлеба по цене 31 рублей за одну булку; 3 упаковки чая «Пиала» по цене 70 рублей; 2 пачки вермишели «Добродея» по цене 65 руб.
Определим сумму выручки за смену, которая сдается инкассатору:
TR = 2,5*345+25*31+3*70+2*65; TR = 1977,50 руб.
Исходя из приведенной формулы, мы с вами понимаем какими методами можно воздействовать на выручку. Либо повышать розничную (в др. случаях отпускную) цену, либо увеличивать объем реализуемого товара (или продукции).
В первом случае ограничивающим фактором будет покупательский спрос. Во втором – минимальный размер прибыли (ведь предприятие должно оставаться рентабельным).
Пример. Определить изменение выручки турфирмы на основании информации о цене и количестве реализованных путевок.
Показатели | Предыдущий год | Отчетный год |
Объём продаж (в денежных единицах) | 10 000 | 15 000 |
Количество путевок (шт.) | 1000 | 750 |
Средняя цена одной путевки | 10 | 20 |
Используя данные по этим двум факторам, методом цепных подстановок получаем:
№ п/п | Количество | Цена | Выручка | Изменения | Причины |
Базовые данные | 1000 | 10 | 10 000 | — | — |
1 | 750 | 10 | 7500 | «-» 2500 | Уменьшение количества проданных путевок |
2 | 750 | 20 | 15 000 | «+» 7500 | Увеличение цены путевки |
Итого: 15000-10000 = -2500+7500 = 5000 (денежных единиц).
Показатель выручки в бухгалтерской (финансовой) отчетности
Поговорим о бухгалтерском балансе. Для малых предприятий он состоит из формы №1 «Баланс» и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Баланс содержит показатели имущества предприятия – «Актив» и источники формирования имущества – «Пассив». Баланс показывает срез (сальдо) на отчетную дату. Форма 2 описывает движение (оборот) за этот период.
При регистрации предприятия, помимо основного типа деятельности (согласно ОКВЭД), вы указали прочие, дополнительные виды.
Тогда ваша выручка будет собираться из:
- Выручки от основного вида деятельности;
- Выручки от инвестиций;
- Выручки от финансовой деятельности.
И в бухгалтерской (финансовой) отчетности (в том числе в ф.2) будут отдельно учитываться выручка от основного типа деятельности и прочий доход (доход от других, дополнительных типов коммерческой деятельности).
Пример. Предприятие розничной торговой сети сдало в аренду временно пустующее помещение магазина и предоставило денежный заем своему сотруднику. Основной тип деятельности в данном примере будет розничная торговля (выручка от продажи товаров пойдет в графу выручка ф.2). Оплата за аренду помещения и проценты по договору займа будут выручкой от дополнительных типов деятельности (в бухучете и форме №2 – это будет дополнительный доход).
Напоследок пройдемся по форме 2, чтобы понять взаимосвязь показателя выручки с другими финансовыми параметрами:
- Выручка от продаж (чистая) — себестоимость проданного товара = валовая прибыль;
- Валовая прибыль — коммерческие расходы = прибыль (убыток) от продаж;
- Прибыль от продаж -(+) операционные и внереализационные расходы (доходы) = прибыль (убыток) до налогообложения;
- Прибыль до налогообложения — налог на прибыль (если вы находитесь на основной системе налогообложения) = прибыль (убыток) от обычной деятельности;
- Прибыль от обычной деятельности — (+) чрезвычайные расходы (доходы) = нераспределенная прибыль (непокрытый убыток).
Итак, теперь мы точно понимаем, что приравнивать понятия выручка, доход и прибыль – совершенно неверно. Тем не менее выручка существенно влияет на эти два показателя.
Тема нашей статьи раскрыта полностью. Надеюсь, информация была доступной и полезной.