Нужен ли обходной лист при увольнении: правомерность, скачать образец
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про обходной лист при увольнении.
Сегодня вы узнаете:
- Зачем необходим обходной лист;
- Законно ли требование о его предоставлении;
- Как он оформляется и какие особенности существуют.
Содержание
Нужен ли обходной лист при увольнении работника
Участники трудовых отношений часто встречаются с таким понятием, как обходной лист при увольнении. Однако его юридическое значение и порядок оформления знают далеко не все. А ведь это важнейший документ, который должны оформлять некоторые категории сотрудников, освобождающие должность.
Его основное предназначение – защитить права работодателей. По сути, это некий план, который должен выполнить сотрудник перед увольнением.
Согласно этому плану работник отчитывается за вверенное имущество, документы, денежные ресурсы перед различными службами (отделами) организации.
Таким образом, выделим основные цели составления этого документа:
- Контроль за имуществом организации или индивидуального предпринимателя, предоставленным работнику для осуществления трудовой функции (допустим, компьютер, телефон и т. п.).
- Контроль за различными товарно-материальным ценностями, за которые работник назначался материально ответственным лицом, а его работа напрямую заключалась в том, чтобы сохранить это имущество и расходовать его в соответствии с поручениями работодателя.
- Контроль за документами. Юристы, бухгалтерские работники и иные специалисты очень часто (по приказу о ведении и обновлении номенклатуры дел) в своей деятельности используют критически важные документы предприятия. Перед тем как уволить таких работников, любой руководитель обязан проверить в целости ли и сохранности находятся эти документы.
Если долгов за увольняемым нет, то соответствующее подразделение ставит в обходном листе свою отметку об отсутствии претензий. Обычно отметку ставит руководитель подразделения. Такая отметка часто называется визой и включает в себя дату, реквизиты должностного лица.
А если претензии к сотруднику все же имеются? Обязан ли он что-то дополнительно отрабатывать или оплатить, чтобы получить увольнение? Насколько законно требование предоставить обходной лист в принципе? На эти, и другие актуальные вопросы мы постараемся дать подробный ответ в нашей статье.
Закон и правомерность
Чтобы оценить правомерность требований работодателя предоставить обходной лист обратимся к трудовому законодательству.
В нем изложены требования к работодателю: выдать увольняемому сотруднику трудовую книжку, произвести выплаты заработной платы, компенсаций за неиспользованный отпуск и предоставить заверенные копии документов, связанные с выполнением работы.
По сути, для того чтобы уволиться, работник вообще не должен предоставлять никаких документов. Закон не содержит ни одного термина обходного листа и тем более требований его предоставить, за небольшим исключением, действующим в отношении государственных служащих.
Итак, уволиться сотрудник может и не предоставляя обходного листа – обязать его невозможно. Тем более запрещено угрожать сотруднику задержками компенсационных выплат, зарплаты, задерживать издание приказа об увольнении или выносить дисциплинарное взыскание.
Такие меры со стороны руководителя организации могут повлечь административный штраф в максимальном размере до 50 000 рублей, обязательство выплатить денежные компенсации за нарушение морального вреда и иного вреда сотруднику (при обращении последнего с гражданским иском в судебный орган).
Практика
Итак, несмотря на то что в законе прямых указаний на оформление обходного листа не существует, работодатель все же имеет право его потребовать, и в большинстве случаев подобная процедура полностью соответствует интересам работника.
Мы знаем, что выполняя трудовую функцию, сотрудник очень часто становится субъектом материальной ответственности – имущество которое ему вверено он обязан возвратить по окончании работы. Это условие содержится в любом подобном договоре.
Обходной лист может служить как раз тем самым документом, который подтверждает, что у сотрудника не осталось никаких долгов перед своим работодателем. Заполнив этот документ, увольняемый получает защиту от возможных необоснованных требований и преследований работодателя в будущем.
Ведь если не существует документа, в соответствии с которым можно установить выполнение работником всех материальных обязательств, то работодатель может обратиться в суд и потребовать от работника денежных компенсаций и привлечь к материальной ответственности.
Конечно, таким документом может быть не только обходной лист. Может быть какой-либо передаточный акт, справка или соглашение. Но обходной лист является одним из наиболее удобных вариантов, ведь в нем фиксируются факты отсутствия всевозможных задолженностей сотрудника.
Допустим, сдача всех книг в школьную библиотеку преподавателем, возврат оргтехники офисным работником, передача важных документов и многое другое.
Имея на руках экземпляр обходного листа, работник получает дополнительную защиту от каких-либо имущественных претензий в свою сторону.
Вышеизложенную информацию следует использовать в тех случаях, когда сотрудник отказывается заниматься оформлением обходного листа. Нужно лишь грамотно доказать ему, что эта процедура в его интересах.
Ну а работодателю он необходим примерно по тем же самым причинам: убедиться, что его имущество остается в целости и сохранности.
Для организации работы с использованием обходных листов, руководителю организации необходимо принять локальный акт, который будет содержать основные положения, регулирующие выдачу обходного листа, порядок его заполнения.
В любой организации сдаче после использования обычно подлежит следующее имущество:
- Книги, чертежи, схемы, конспекты, карточки из библиотеки или архивов организации.
- Ключи от помещений, замки, электронные карты доступа.
- Оргтехника: компьютеры, принтеры, сканеры, иное офисное оборудование.
- Документы: договоры, акты, распоряжения государственных органов, судебные постановления, проектные документы, сметы и многое другое. Любая документация, которая связана с организацией работы предприятия, полученная сотрудником в период работы. Обычно она фиксируется в номенклатуре учреждения, а ответственность работника устанавливает приказ.
- Денежные средства (например, выданные для целевой закупки каких-либо товаров и услуг, которые работник не успел потратить).
Иные случаи
Некоторые работодатели оформляют обходной лист принимая сотрудника. В этом документе они сразу же фиксируют, какое имущество передано в его пользование. Это избавляет от необходимости составлять кучу разных актов передачи и приказов.
Форма такого листа содержит информацию о наименовании имущества, назначении, иногда весе или размерах, цвете, марке, количестве штук. Имеет область для отметки сторон о том, что имущество принято и о том, что оно возвращено.
Соответственно, приступая к своим обязанностям, стороны заполняют строки, которые фиксируют факт передачи имущества сотруднику, а при его увольнении факт возврата.
Оформление
- Скачать образец обходного листа
Форма обходного листа не установлено законодательством, однако, существуют универсальные рекомендации по ее созданию.
Обходной лист должен содержать следующую структурированную информацию:
- Вначале следует указать основные реквизиты, в том числе заголовок – «Обходной лист», затем с левой стороны место составления, обычно фиксируется населенный пункт, а с правой стороны дата составления (в большинстве случаев общую дату ставить необязательно, если работнику не хватит времени за один день обойти все подразделения).
- Далее, прописываются Ф.И.О. работника, занимаемая им должность и организация, в которой он оформляет обходной лист. Желательно указать дату приема на работу.
- Удобнее всего использовать таблицу. Всего 3 столбика. В первом столбце структурное подразделение и краткая информация о том какие документы, имущество, денежные средства были переданы работником. Во втором столбике Ф.И.О. руководителя структурного подразделения, а в последнем его подпись и дата.
Что делать, если обходной лист не заполнен
Допустим, работнику был выдан обходной лист Его нужно выдать как можно раньше, чтобы сотрудник успел обо всем отчитаться, например, на следующий день, когда заявление на увольнение зарегистрировано во входящей документации, а также подписано руководителем компании.
Рассмотрим варианты действий работодателя в зависимости от заполнения этого листа работником:
- Сотрудник обошел все структурные подразделения. В каждом из них ему были проставлены отметки об отсутствии задолженностей. Этот лист получает руководитель организации и спокойно отпускает увольняемого в установленный законом срок, выдает все необходимые документы.
- Сотрудник не стал заполнять обходной лист или же не все начальники структурных подразделений поставили свои отметки. Итак, как уже было сказано выше, отказать в увольнении работнику нельзя. Но и просто отпустить должника будет неправильно. Как действовать работодателю в этом случае рассмотрим ниже.
Конечно, не стоит паниковать. Да, работник уволился и теперь не состоит в отношениях с работодателем. Однако, если он не отчитался за переданное имущество и никоим образом не доказал тот факт, что возвратил его, то он остается должником.
Если устные беседы и требования возвратить полученное ни к чему не привели, то в этом случае следует направить работнику претензию, в которой изложить все требования о возврате имущества, денежных средств или документов. И если реакции не будет даже на претензию, то стоит сразу обратиться в суд. Но уже не с требованием заполнения каких-либо документов, а с требованием вернуть невозвращенное имущество.
В случае, когда речь идет о недостаче ТМЦ, находившихся под материальной ответственностью увольняемого, можно сразу обратиться с заявлением в суд и органы полиции. В этом случае вполне возможно хищение со стороны работника, поэтому действовать нужно незамедлительно.