Что такое ICO простыми словами: как заработать на первичном размещении криптовалют и не попасть в лапы мошенников
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о том, что такое ICO.
Вместе с приходом в нашу жизнь криптовалют, появились новые понятия, которые непонятны обычным пользователям. В этой статье я разберу одно из них — ICO. Расскажу, что это такое, когда появился этот термин и как можно заработать на первичном размещении криптовалют.
Содержание
Прежде чем начать читать, ознакомьтесь с терминологией!
- Pre-ICO — привлечение средств до начала ICO. Делается для сбора средств на маркетинг и продвижение.
- Баунти в ICO — вознаграждение за вклад в развитие проекта (помощь с документацией, маркетингом и т. д.).
- IPO — первичное размещение акций. Популярный на западе способ ведения бизнеса, когда молодая компания продает свои акции за маленькие деньги, чтобы привлечь необходимые инвестиции.
- Roadmap — хронология развития бизнеса. Начинается с идеи и отражает все пройденные и запланированные события.
- Скам — мошенническая схема, при которой средства привлекаются для того, чтобы просто их украсть, а не вложить в свой проект.
Что такое ICO
ICO (аббревиатура расшифровывается как Initial Coin Offering) — первичное размещение криптовалюты. Простыми словами — это привлечение средств инвесторов до старта проекта.
Формат ICO очень похож на первичное размещение акций (IPO). Компании также собирают средства для того, чтобы начать свою работу. По похожей схеме объявляют торги, ищут инвесторов и т. д. Перед компаниями, которые выбирают ICO и IPO как способ привлечения инвестиций стоит одна задача: собрать достаточное количество денег на развитие проекта.
Инвесторы в ICO получают токены вместо акций. В этом вся разница. Такие токены можно использовать внутри проекта или перевести в реальные деньги, если валюта выйдет на биржу.
Главная ценность, которую продают создатели ICO — идею проекта. Именно для этого они привлекают инвестиции.
ICO проводят в 4 этапа:
- Анонс. На этом этапе команда стартапа рассказывает о своей идее сообществу. Обычно такие идеи продвигают на специальных форумах, в социальных сетях и в личной переписке с инвесторами, которые интересуются проектом.
- Предложение. Юридически, это называется оферта. Несмотря на то, что рынок ICO практически не регулируется на законодательном уровне, стартаперам приходится регистрировать юридическое лицо, чтобы получать инвестиции. В крайнем случае это помогает вернуть денежные средства в судебном порядке, но такие случаи — большая редкость, ведь инвестор сам берет на себя все риски вложений.
- Маркетинг. После того как привлекается достаточное количество денег, перед самым стартом ICO начинается активная раскрутка проекта. На этом этапе дают практически полную информацию о продукте, отвечают на самые популярные вопросы, активно разбирают с инвесторами будущую монетизацию и прибыль.
- Старт продаж. Это событие происходит в два этапа: старт продаж через свою платформу (покупки на сайте), а затем уже выход на криптовалютную биржу. Выход криптовалюты после ICO на биржу уже считается показателем успешности проекта. Но это не всегда так. Некоторые валюты показывают отрицательную доходность после выхода на биржу.
Иногда сразу после анонса наступает этап Pre-ICO, во время которого монеты продаются с еще большей скидкой. Это делается для сбора средств на маркетинговую кампанию.
Такой подход очень напоминает обычный краудфандинг. Когда группа стартаперов сначала рассказывает о своей идее ограниченному кругу инвесторов, готовых проспонсировать выход на нормальную аудиторию, затем маркетинговая кампания — о своей идее и будущем продукте, и только потом ставится задача привлечения инвестиций.
ICO — молодое явление. Первая криптовалюта появилась в 2008-2009 годах, а первое ICO стартовало только в 2013-м. Первой криптовалютой стала Mastercoin, которая сейчас называется Omni. Уже тогда, еще до бума криптовалют, проекту удалось собрать рекордные 5 миллионов долларов.
Самое неудобное в ICO — отсутствие правового регулирования. При выпуске акций или начале краудфандинговой кампании требуется выполнить целый ряд предписаний, вплоть до полного разбора идеи, способов монетизации и поэтапного плана развития бизнеса. В криптовалютных компаниях регуляторов нет, поэтому действуют только «неписаные правила».
Почему ICO настолько популярны
ICO стали популярны в тот момент, когда Биткоин признали ценной мировой валютой. В 2015-2016 годах был активный подъем всей криптовалютной индустрии. На рынок пришли многие проекты на блокчейне с амбициозными целями. А им нужны были инвесторы.
ICO — очень простой способ инвестирования. Вы просто вкладываете деньги, получаете токены и ждете, пока компания со своим продуктом появится на бирже. А из-за общего ажиотажа вокруг блокчейна, который многие эксперты назвали технологией будущего, проекты с его использованием быстро становятся популярными.
Есть еще и другая сторона популярности ICO. Многие инвесторы, которые обогатились на криптовалюте — просто любители. Скорее, им повезло заработать на криптовалюте огромное состояние. Вдохновленные примером таких удачливых любителей, тысячи людей подумали, что ICO — один из лучших вариантов для заработка. Ты просто вкладываешь в проект, получаешь коины, а сразу после выхода валюты на рынок продаешь их с прибылью.
На волне такой популярности в сфере ICO появились мошенники. Команды, которые собирали деньги инвесторов, но большинство забирали себе, а часть вкладывали в технологии. По итогу получался слабый продукт, который не нужен рынку, деньги вкладчиков благополучно испарялись и в плюсе оставались только создатели.
Но несмотря на то, что ICO — очень рискованное, даже по меркам инвестиций в валюту, занятие, это все еще хороший способ заработка для тех, кто умеет грамотно анализировать информацию.
Как зарабатывают стартапы с ICO
Сначала давайте поговорим о том, как зарабатывают создатели и команды проектов. Команды, которые создают ICO, тоже хотят зарабатывать. И желательно, чтобы проект приносил деньги уже на стадии разработки, а не после того, как он начнет работать. Поэтому распространена такая схема развития бизнеса:
- Команда придумывает идею, которую можно выгодно продать.
- Обращается к инвесторам, продает эту идею.
- Получает деньги.
- Забирает большую часть денег себе на собственные нужды.
- Занимается проектом с оставшейся суммой и выпускает валюту на рынок.
И далее обычно идет падение стоимости. Просто потому, что, если идея не прорывная, она далеко не уедет без огромных вложений в маркетинг, рекламу и упаковку продукта. А команда остается не при делах, потому что свои условия она выполнила, проект создан, а то, что он не приносит деньги, это уже проблемы инвесторов. Они добровольно вложились.
Но таких случаев становится все меньше. Чаще всего работает следующая схема:
- Команда приходит к инвесторам.
- Получает деньги.
- Оставляет себе 1-10% криптовалюты.
- Запускает проект.
- Продает свою валюту после выхода на биржу.
Работники проекта заинтересованы в том, чтобы их бизнес был успешен, ведь так они просто получат хоть какие-то деньги от доли привлеченной криптовалюты. А дополнительно будет активный рост и прибыли из-за того, что проект успешен.
Инвестиционные компании чаще всего тотально контролируют расход средств, интересуются всем, что было сделано. Они ставят цели проекту, ради которых придется действительно вкладывать огромное количество привлеченных денег.
Как нам заработать на ICO
На первый взгляд есть простая схема: мы покупаем на Pre-ICO криптовалюту, со скидкой от 10 до 50%, ждем выхода токенов на биржу и перепродаем сразу после того, как будет достигнута цена, которая нас устраивает.
Для частного инвестора это лучший способ заработать. Но для компании это дополнительные трудности. За счет перепродажи криптовалюты уменьшается капитализация, и падают цифры, которые нужно показывать инвесторам.
Но тут тоже есть подводные камни. Как бы вы ни старались, найти полной информации о проекте в интернете будет практически нереально. Придется копать вплоть до места нахождения главного офиса и регистрации фирмы в нужных инстанциях.
Дальше больше. После того как вы наткнетесь на Pre-ICO или уже на ICO, нужно проанализировать перспективы проекта, найти мнение топовых финансовых аналитиков (которым, в большинстве случаев, не особо интересны маленькие стартапы), а потом вложить деньги и ждать выхода вашей криптовалюты на биржи.
Найти основную информацию можно на сайте bitexpert.io. Здесь есть специальный «Рейтинг ICO», в котором вы узнаете о самых перспективных проектах, как в них инвестировать и сколько можно реально заработать.
Но не рекомендую доверять аналитике и оценкам этого и подобных сервисов. В большинстве случаев все высокие оценки покупаются.
Как проверить компанию на честность
Теперь давайте перейдем к тому, как вообще проверить компанию, которая запускает ICO-токены. У мошенников есть определенные признаки, и если хотя бы по одному пункту что-то совпало, нужно незамедлительно ставить на компании крест. Вот эти признаки:
- Есть путаница в документах. Фактические ошибки в Roadmap и Whitepapper. Это основные документы, по которым будет развиваться бизнес. Просто переведите, даже через переводчик, что там написано, и посмотрите, нет ли разных кусков из несовместимых ниш и отраслей.
- Фейковые личности руководителей проекта. Все адекватные разработчики и руководители ICO-компаний оставляют ссылки на свои профили в социальных сетях. Напишите по этим ссылкам, спросите, действительно ли человек работает в ICO-компании, реально ли это он изображен на фотографиях и в отчетах.
- Странная система монетизации. Если вы не понимаете, какую реальную пользу несет проект и как он будет приносить деньги, спросите об этом у разработчиков. А если они не смогут дать вразумительный ответ, можете забыть о компании, это скам.
И есть простой список действий, который поможет вам понять, мошенники перед вами, или нет:
- Написать членам команды в социальных сетях. Не просто руководителю, а всем, кто работает над проектом.
- Задавайте вопросы на профильных англоязычных сайтах. Лучше всего для этого подойдут reddit и bitcointalk.
- Прогоните всю документацию проекта через антиплагиат. Есть совпадения и их много? Скам.
- Найдите фото разработчиков через поиск картинок в Гугле. Если в соцсетях и на сайте проекта разные имена — скам.
- Поищите прототип продукта или хотя бы его код. Чаще всего коды выкладывают на github.
Заодно обращайте внимание на размер баунти при ICO. Если ставят выше 10-12%, то с высокой долей вероятности просто привлекают жадных инвесторов.
Эти способы не гарантируют 100%-й вероятности того, что перед вами честный ICO-проект, который гарантировано принесет деньги. Все это лишь уменьшает вероятность попасть к мошенникам.
Как выбрать перспективный проект
Инвесторы советуют работать с теми отраслями и фирмами, экономика которых вам понятна. Если вы разбираетесь в банковской сфере и знаете, как работают кредитные организации изнутри, что им вообще нужно и за сколько они готовы это покупать — вашей сферой инвестиций будут проекты в банковскую сфере.
Если вы юрист, то обращайте внимание на сервисы, которые помогут улучшить защиту контрактов или преобразовать юридическую систему. Если вы заняты в промышленной сфере, присмотритесь к компаниям, которые имеют возможность улучшить промышленность. И так далее. Главное, чтобы вы сами разбирались в той сфере, в которую хочет зайти проект. Хотя бы на базовом уровне.
Самые успешные ICO
Самым успешным ICO по праву считается Mastercoin. Изначально проект задумывался как альтернатива биткоину и улучшение его исходного кода. Заменить BTC ему так и не удалось, а монеты активно торгуются на биржах, как OMNI. Но успех здесь в другом.
Всего был выпущен 1 миллиард токенов. На пике капитализации все монеты стоили 100 миллионов долларов. Первоначальная стоимость монеты на ICO была в 4000 раз меньше, чем на пике. ROI (показатель доходности инвестиций) — 400 000%.
Второй по успешности ICO был запущен создателем Etherium, Виталиком Бутериным. До старта проекта его команда сумела собрать 18 миллионов долларов, но по показателю доходности для инвесторов, проект оказался на втором месте после NXT. А сейчас это третья по капитализации мировая криптовалюта.
Иронично, что первое ICO, которое пробило потолок в 100 миллионов долларов, оказалось неудачным. Из-за ошибки внутри системы было украдено 30 миллионов долларов.
Статистика по ICO за 2017 год
Теперь давайте поговорим об относительно свежей статистике ICO криптовалют:
Весь 2017 год наблюдался активный рост средств, вложенных в ICO. Всего на рынке было 712 ICO, которые сумели привлечь инвесторов. Самым быстрым считается Singularity, который собрал 36 миллионов долларов за минуту. В России все намного хуже. Только 8% ICO привлекли средства, необходимые для старта проекта. Четверть просто развалилась еще до старта ICO из-за разногласий и юридических ошибок. А 67% не смогли набрать даже минимальной суммы для старта.
И лишь 35% всех ICO сумели вывести свои коины на биржу.
Пока рано судить о перспективах ICO как способе инвестирования. Возможно, это еще один пузырь, как это было с доткомами, а может быть, такой подход к инвестированию станет одним из фундаментальных, как и первичное размещение акций. Пока мы можем видеть, что количество стартовавших ICO продолжает расти. Проекты привлекают многомиллионные инвестиции сразу после запуска, крупные инвесторы все чаще присматриваются к ICO, а любители уже успели как сделать состояние, так и прогореть.