Что такое B2C продажи: техники и каналы, отличия от B2B
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про B2C продажи.
Сегодня вы узнаете:
- Что такое B2C продажи;
- В чем разница между B2C и B2B продажами;
- Способы и техники продаж товара на рынке B2C.
Содержание
Что такое B2C продажи
Рынок – место встречи продавца и покупателя с целью продажи и приобретения товара. В зависимости от типа покупателя, различают B2B, B2G и B2C рынки.
Давайте разберемся, в чем разница между B2G, B2C и B2B рынками:
- B2B расшифровывается как business to business, что в переводе означает “бизнес для бизнеса”. Покупателями на таком рынке являются предприятия (юридические лица и ИП), которые совершают оптовые закупки продукции у других организаций для использования в своем производстве или для перепродажи.
- B2G рынок является частью B2B, но из-за особой важности потребителя этого рынка и связанных с этим отличительных черт, мы рассмотрим его отдельно. На B2G рынке покупателем является государство, которое приобретает товары большими партиями для удовлетворения своих нужд. Продажи на B2G рынке реализуются через тендеры, в которых может принять участие любое предприятие, подавшее заявку.
- B2C – «business to consumer» или “бизнес для потребителя”. В этом случае покупателями являются домохозяйства, покупающие продукты для удовлетворения личных потребностей.
Особенности B2C продаж
B2C рынок отличается наибольшим количеством потребителей. Например, потребительский рынок Москвы составляет 12 197 596 человек, то есть общую численность населения города. Однако, не все они могут быть вашими клиентами. Например, молоко не будут покупать люди, страдающие непереносимостью лактозы.
Продажи существенно снижает и тот факт, что потребители на розничном рынке не закупают продукцию большими партиями, как на B2B рынке. Например, молоко покупают обычно не чаще двух-трех раз в неделю.
Третий фактор, уменьшающий объем продаж в розницу – большое количество конкурентов. Деятельность на B2B рынке требует большего объема капиталовложений, имеет барьеры в виде освоения технологических процессов производства, получения разрешений от контролирующих органов и других преград.
Однако, именно эти факторы снижают уровень конкуренции на промышленном рынке, не позволяя зарождаться новым компаниям. Попасть на розничный рынок гораздо проще, а это порождает рост конкуренции.
Ниже мы привели сравнительную таблицу B2B и B2C секторов экономики, чтобы было проще оценить специфику розничного бизнеса.
Фактор | Промышленный сектор | Розничный сектор |
Количество покупателей | Ограничено, роль отдельного клиента высока | Большое, роль отдельного клиента невелика |
Знания о продукте, его характеристиках | Высокие | Низкие |
Среднее количество приобретаемого продукта | Большое | Небольшое |
Средняя стоимость единовременной покупки | Высокая | Низкая |
География распределения спроса | Сконцентрировано | Разбросано |
Происхождение спроса | Производный спрос – определяется спросом на потребительском рынке | Независим |
Изменение спроса во времени | Подвижен, особенно чувствителен к экономическим тенденциям | Относительно стабилен |
Эластичность спроса | Низкая | Высокая |
Каналы распределения | Тенденция к прямым продажам | Непрямые каналы распределения, контакт с конечным потребителем |
Отношения между поставщиками и покупателями | Тесные взаимоотношения, взаимовыгода | Отсутствие тесных взаимоотношений |
Развитие нового продукта | Технические изменения, требующие существенных затрат | Незначительные изменения |
Наиболее важные характеристики продукта | Качество продукции | Внешний вид, цена, бренд |
Дополнительные услуги | Требуется послепродажное обслуживание | Услуги после поставки ограничены |
Основные задачи системы распределения | Физическое распределение продукции | Обеспечение присутствия продуктов в выбранных торговых точках |
Способ установления цены | Часто устанавливается в процессе переговоров с покупателем | Устанавливается продавцом |
Маркетинговые коммуникации | Нацелены на каждого конкретного потребителя | Носят массовый характер |
Процесс принятия решения о покупке | Принимается группой лиц | Как правило, принимается единолично |
Мотивы клиента | Рациональные | Эмоциональные |
Сегментация потребителей на B2С рынке
Одним из наиболее важных этапов работы в B2С секторе является сегментация потребителей. В условиях острой конкуренции, сегментация позволяет направить маркетинговые усилия компании на определенную группу потребителей, что увеличивает эффективность деятельности организации.
Сегментация потребительского рынка позволяет:
- Направить маркетинговые усилия на определенную группу потребителей, увеличив эффективность;
- Более точно определить потребности целевого сегмента;
- Справиться с высокой конкуренцией на рынке;
- Применить персонализированный маркетинг.
Процесс сегментации потребителей состоит из следующих этапов:
- Выбор критериев сегментации;
- Поиск сегментов и рыночной ниши;
- Описание сегментов и рыночной ниши;
- Оценка размера сегмента;
- Оценка потенциала сегмента;
- Выставление целей по сегменту;
- Определение ключевых потребностей целевого сегмента;
- Определение стратегии позиционирования;
- Разработка плана маркетинга для выбранных сегментов.
Как вы можете видеть, процесс сегментации неразрывно связан с будущим позиционированием товара, а также направлением маркетинговой деятельности вашей компании, что имеет большое значение при продажах конечным потребителям.
После того как вы определили сегмент, обязательно оцените его по следующим параметрам:
- Объем сегмента. Он должен зарабатывать деньги для компании, слишком маленький по численности сегмент этого сделать не сможет;
- Возможность расширения сегмента;
- Доступность сегмента (доступность каналов сбыта и продвижения).
Способы и техники продаж на B2C рынке
Реализовать товар на розничном рынке можно при помощи одной из следующих технологий:
- Физические магазины. Это стандартные торговые точки. Они могут быть большие и маленькие по площади, принимать форму торговых центров или ларьков;
- Продажа в интернете. К данному способу относится реализация через интернет-магазины, сайты объявлений или другие ресурсы;
- Продажи через телефон или телемаркетинг. Представляет собой обзвон клиентов с целью продажи товара. Как правило, осуществляются менеджерами по работе с клиентами при помощи скрипта продаж;
- Рынки и передвижные точки продаж.
Кроме того, здесь вы должны определить для себя интенсивность распределения.
Различают три вида интенсивности распределения:
- Интенсивное распределение – использование максимально большого количества торговых точек. Позволяет обеспечить доступность вашего продукта для потребителей. Из минусов можно выделить потерю контроля над сбытом и маркетингом;
- Селективное распределение – ограниченное количество потенциально возможных торговцев. Позволяет снизить расходы на распределение и частично вернуть контроль над сбытом и маркетингом;
- Эксклюзивное распределение – продажа товара только в специальных торговых точках. Позволяет придать товару статус эксклюзивного, улучшить обслуживание клиентов и наладить с ними более тесные взаимоотношения.
Выбирать интенсивность распределения следует, опираясь на характеристики продукта и целевого сегмента.
Основные техники продаж на B2C рынке:
- Активные продажи – направлены на самостоятельный поиск клиентов менеджерами. К технике активных продаж относятся “холодные звонки”, обход квартир, продажи в транспорте и на дорогах. В данной технике продаж большую роль играет опыт продаж менеджера по работе с клиентами.
- Пассивные продажи. Характеризуются отсутствием активных действий по привлечению клиентов со стороны компании. Клиенты приходят в магазин сами, уже зная, что именно они хотят купить.
Анализ продаж
Периодически проводить анализ продаж на B2C рынке обязательно. Это позволит вам быстро определить изменение тенденций в вашем секторе и вовремя принять корректирующие меры.
Кроме того, анализ продаж позволяет оценить эффективность работы менеджеров, каналов распределения и продвижения, оптимизировать ваш продуктовый портфель.
Процесс анализа объема продаж компании состоит из следующих этапов:
- Сбор необходимой для анализа информации. К такой информации относят: данные по объему продаж за настоящий и предыдущий периода, плановый объем продаж, данные об изменении цены, проведении маркетинговых акций и рекламных кампаний за определенный период.
- Определение показателей, по которым будет проводиться анализ продаж. Это может быть объем продаж, прибыль, конверсия продаж и другие показатели эффективности.
- Анализ и оценка результатов. Анализируем продажи при помощи одного из методов и делаем выводы.
- Определение факторов, которые привели к полученному результату.