Что такое бенчмаркинг — виды, методы, примеры данного инструмента анализа конкурентов
Здравствуйте! Сегодня мы простыми словами расскажем, что такое бенчмаркинг и чем полезен данный инструмент для бизнеса.
В настоящее время конкуренция в любой сфере деятельности приняла глобальные масштабы. Руководители многих компаний понимают, что необходимо всесторонне изучать положительный опыт конкурентов, для того чтобы заработать деньги и прогнозировать собственное успешное будущее. Чтобы не отставать от более успешных конкурентов и применяют бенчмаркинг.
Содержание
- Что такое бенчмаркинг простыми словами
- Цель и задачи бенчмаркинга
- Виды бенчмаркинга
- Методы и этапы бенчмаркинга
- Какие показатели сравниваются в процессе бенчмаркинга
- Бенчмаркинг – не промышленный шпионаж
- Недостатки бенчмаркинга
- Как провести бенчмаркинг компании самостоятельно
- Пример бенчмаркинга на предприятии
Что такое бенчмаркинг простыми словами
Термин «бенчмаркинг» очень приближен к понятию «маркетинговой разведки», но маркетинговая разведка представляет собой сбор практически конфиденциальной информации, в отличие от бенчмаркинга.
Бенчмаркинг — это способ для изучения деятельности компаний-конкурентов, с целью перенятия их положительного опыта и применения данных о нем в своей деятельности.
Цель и задачи бенчмаркинга
Главная цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы установить, насколько вероятен успех определенной деятельности.
Для полного освещения данного понятия, стоит подробнее рассмотреть основные задачи бенчмаркинга:
- Определить, насколько компания конкурентоспособна, каковые ее слабые стороны;
- Установить, какие изменения необходимо провести;
- Разработать план улучшения деятельности компании;
- Разработать новые подходы к ведению бизнеса;
- Поставить долгосрочные цели, которые более глобальны, чем текущие.
Виды бенчмаркинга
Бенчмаркинг можно условно разделить на несколько видов:
- Функциональный – позволяет сравнить, как работают отдельные функции конкретного производителя или продавца с более успешными продавцами, но работающими в похожих условиях;
- Общий бенчмаркинг – представляет собой сравнительный анализ показателей производства и продаж товаров одного производителя, с аналогичными показателями другого, более успешного производителя;
- Конкурентный – сравнение с конкурентами, которые работают на более высоком уровне рынка. Для примера: компания, которая работает на региональном рынке, выбирает для сравнения компанию, которая уже вышла на международный уровень. Эти данные можно считать более важными, но получить их непросто;
- Внутренний – сравнение проводится между максимально близкими друг к другу процессами внутри компании. Данные в этом случае собрать легко, но информация получается довольно предвзятой;
- Стратегический бенчмаркинг – это процедура поиска новой стратегии развития, которая в итоге приведет компанию к достижению высочайшего уровня производительности. Именно он определяет цели, которых должна будет достигнуть компания;
- Бенчмаркинг издержек – при правильном проведении позволяет снизить затраты, а также определить факторы, которые влияют на их образование.
Как источники информации используют публикации, различные списки призеров и победителей в номинации «качество» различных премий, а также разные базы данных (аудиторские, консалтинговые).
Чтобы провести бенчмаркинг, обычно создают специальную рабочую группу. В состав такой группы лучше включать специалистов из разных структурных подразделений компании. Это повышает шансы на объективную оценку полученной информации.
Методы и этапы бенчмаркинга
Методология бенчмаркинга включает в себя определенные этапы:
- Выбирается конкретная функция бизнеса производителя или продавца;
- Выбирают параметры, по которым будет проходить сравнение. Это может быть один критерий, а может быть и группа;
- Собирается информация о похожих производителях или продавцах;
- Полученная информация тщательно анализируется;
- Разрабатывается проект тех изменений, которые будут внесены в эту функцию;
- Ведется подготовка экономического обоснования планируемых изменений;
- Изменения внедряются в практическую деятельность компании;
- Осуществляется контроль хода внедренных изменений и им дается итоговая оценка.
Результат будет сильно зависеть от того, насколько правильно организован сбор необходимой информации.
Какие показатели сравниваются в процессе бенчмаркинга
Сравниваться могут:
- Объемы выпускаемой продукции или оказываемых услуг;
- Финансовая эффективность;
- Бизнес-процессы.
Бенчмаркинг – не промышленный шпионаж
Путать бенчмаркинг и промышленный шпионаж не стоит. Это два совершенно разных и непохожих понятия. Бенчмаркинг сравнивает свои товары или услуги с аналогичными. Также возникают ситуации, когда компании-конкуренты обменивается опытом по взаимному желанию.
Кроме того, чаще всего при бенчмаркинге используется информация, находящаяся в открытом доступе, то есть ее вполне можно получить с помощью опросов, анализируя ценовую политику.
Тонкой гранью между промышленным шпионажем и проведением исследования можно назвать конкурентную разведку.
В нашей стране часто объединяются несколько компаний, для того, чтобы противостоять конкурентам, с использованием бенчмаркинга. Примерами может служить опыт нескольких фармацевтических компаний, которые наладили обмен информацией между собой, при этом закрыв доступ к ней иностранным конкурентам. Или такое же сотрудничество в банковской сфере: чтобы решить проблему больших очередей крупный банк перенимает опыт другого банка (увеличение количества банкоматов, снижение платы за пользование онлайн-банкингом, развитие автоматизации многих процессов).
Недостатки бенчмаркинга
- Необходимо выполнять поиск партнера по бенчмаркингу;
- Иногда требуются услуги консультантов;
- Если организация не имеет опыта бенчмаркинга, на первых этапах потребуются серьезные затраты;
- Не всегда необходимые изменения приветствуются сотрудниками организации и принимаются ими, хоть и направлены на повышение уровня производительности;
- Не все общие методы могут применяться к конкретной организации.
Как провести бенчмаркинг компании самостоятельно
Процедуры, которая подходила бы любой компании, просто не существует. Каждая компания разрабатывает ее сама.
Можно дать только несколько советов, на которые будет возможно опереться в процессе:
- Выбирайте для сравнения только те процессы или услуги, качество выполнения которых неудовлетворительно. Сравнение показателей, с которыми все в порядке повлечет за собой только пустую трату времени и денег;
- Не выбирайте слишком обширный перечень показателей или процессов для анализа;
- Подготовьте компанию или предприятие к тому, что планируются перемены в деятельности;
- Соберите группу, высококвалифицированных специалистов;
- Используйте соответствующее ПО, для того чтобы облегчить процесс.
Пример бенчмаркинга на предприятии
Очень показателен пример автомобильной компании Ford. В 90-х годах прошлого века бенчмаркинг был проведен для того, чтобы поднять пошатнувшиеся позиции компании на рынке. Специалисты компании провели внутреннее исследование большого количества моделей автомобилей, чтобы изучить преимущества каждой и выявить модели, которые предпочитали потребители.
По каждому критерию был выявлен лучший автомобиль в своем классе, на основании этого разрабатывалась стратегия, позволяющая превзойти самые высокие показатели.
Результатом проведенного анализа стал автомобиль, который получил звание «Автомобиль года». Постепенно достигнутые вершины вновь были утрачены.
Руководство компании же, в конечном итоге, пришло к пониманию того, что бенчмаркинг – это непрерывный процесс, считать его одноразовым нельзя.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что бенчмаркинг позволяет выяснить, почему компания-конкурент достигла существенных успехов в своей сфере деятельности, какие именно действия привели к положительному результату. Анализ только одного из этих показателей полного представления о деятельности компании не даст. Проводить сравнение нужно по аналогичным показателям в аналогичных областях деятельности.