Методы ценового стимулирования сбыта
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о том, как привлечь покупателей с помощью снижения цены на товар.
Сегодня вы узнаете:
- Как можно стимулировать сбыт товаров, изменив цену продукции;
- Какие действия могут отпугнуть покупателей;
- Как рассчитать эффективность ценового стимулирования сбыта.
Содержание
Зачем нужно снижать стоимость
Каждый предприниматель, занимающийся продажами, сталкивается с периодами, когда покупатели проявляют низкий интерес к товарам.
Это может быть связано с разными причинами:
- Сезонностью товара;
- Прошлогодним выпуском, который сегодня уже не в моде;
- Активными действиями конкурентов и т. д.
Чтобы избежать убытков, фирма часто приходит к мысли о стимулировании продаж со своей стороны. Проводятся разные акции, конкурсы, лотереи или предлагаются скидки. Все, что связано со снижением цены, – это ценовая мотивация для покупателей.
Если продавец не может (или не желает) улучшить качественные и другие характеристики товара, самый оптимальный вариант для роста продаж – изменение цены. Это удобно, так как метод не требует длительной предварительной подготовки, а в дальнейшем может принести хорошую прибыль и много новых клиентов. Главное, организовать этот процесс грамотно.
Как можно повысить спрос на товар
У продавцов и производителей существует несколько уловок в арсенале которыми они могут воспользоваться для привлечения клиентов.
К методам ценового стимулирования сбыта относятся:
- Снижение цены до уровня себестоимости или даже ниже её. Это мероприятие, на первый взгляд, кажется убыточном. Однако, оно принесёт прибыль в дальнейшем с большим потоком покупателей. Здесь выгода оценивается не цене, а в количестве;
- Скидки. Они бывают самые разные. Могут предоставляться всем покупателям или выборочной категории лиц;
- Использование пластиковых карт. Дисконтные дают право на постоянную скидку у данного продавца, подарочные позволяют получить карту в качестве подарка к купленному товару и воспользоваться ей при следующей покупке;
- Возврат средств, потраченных на покупку. После зачисления средств на счёт покупателя, их некоторая часть переводится по реквизитам покупателя, тем самым компенсируя затраты;
- Купоны. Обычно выдаются за покупку товара и предлагают приобрести следующий продукт по сниженной цене.
Скидки – это то, что привлекает покупателей чаще всего.
В их перечень входят:
- Сезонная. Для сбыта продукции, нахождение на складе которой считается нецелесообразным на ближайшие месяцы;
- Праздничная. В преддверии праздников акцент делается на товарах, так или иначе, затрагивающих праздничную тематику. Продавая большое число товаров в дни мероприятий, можно повысить доходы фирмы;
- На неликвидные товары. Техника, которая лежит на прилавке длительное время, может быть продана чаще всего только при снижении цены;
- Оптовая. Если покупатель покупает, например, три упаковки, то получает скидку.
Классификация ценовой мотивации покупателей
В зависимости от времени проведения акции по снижению цены, ценовая политика может быть:
- Сезонная – на какой-то период времени года;
- Регулярная – постоянная на определённый вид товара;
- Однократная – в течение недели установили другую стоимость на товар;
- Связанная с конкретной датой – юбилей производителя.
По нацеленности на конкретных потребителей выделяют снижение цены, мотивирующее к покупке:
- Покупателей конкурентов (цена устанавливается ниже, чем у других продавцов);
- Потенциальных покупателей;
- Имеющихся потребителей.
Также снижение цены может быть инициировано:
- Владельцем розницы;
- Производителем товара (в этом случае он предоставляет определённую скидку продавцу, который её часть закладывает в стоимость товара);
- Владельцем и производителем.
Почему ценовая политика может отрицательно сказаться на продавце
Важный пункт в проведении снижения стоимости – его целесообразность и грамотная подача конечному потребителю.
Существует несколько ошибок, которые допускают продавцы:
- Частое проведение акций. Если продавец будет снижать цену довольно часто, то покупателю обычные цены покажутся слишком высокими. Это приведёт к оттоку клиентов и снижению спроса;
- Большие скидки могут подорвать репутацию компании. Скидки не все воспринимают в виде подарка. Кто-то относится к ним пренебрежительно и считает их основой низкой репутации фирмы. Также и сам товар здесь может пострадать в глазах потребителей. Часто заниженная цена воспринимается как показатель низкого качества;
- Снижение цены в убыток фирме. Такая политика должна проводиться крайне редко и иметь какую-то действительную основу. Просто для целей притока покупателя не стоит её использовать. Это может привести и к дальнейшему оттоку средств из фирмы в случае провала проводимой акции.
Как обстоят дела с неценовым регулированием спроса
Привлечение покупателей без использования манипуляций с ценой относится к неценовым методам.
Они включают:
- Выдачу подарка – передача какого-то сувенира за осуществленную покупку или образца продукта;
- Активное стимулирование – выпуск и раздача рекламных материалов на листовках, конкурсы, лотереи и различные мероприятия, предполагающие непосредственное участие потребителей;
- Качественный сервис – выдача бесплатной гарантии, сборка товаров и доставка, наличие специальных центров, которые при поломке производят ремонт безвозмездно.
В данных методах задействован психологический манёвр. Продавец делает приятный сюрприз покупателю, который впоследствии не может отказать в приобретении покупки. Сюда относятся и всевозможные дегустации продуктов в супермаркетах, где можно опробовать товар.
Неценовое стимулирование проходит посредством:
- Контакта продавца с покупателем;
- Смс-оповещения;
- Звонков.
Такой вид регулирования спроса может проходить в виде:
- Выставки;
- Презентации;
- Какого-то представления;
- Передачей товара в руки клиента на пробу (покупатель оплачивает часть покупки и пользуется какое-то время продуктом. Если его всё устраивает, то происходит полная оплата).
Эффективность ценового метода
Чтобы просчитать целесообразность снижения цены, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Размер скидки должен быть существенным. Установление скидки в размере 1% от стоимости товара не приведёт к вам поток покупателей. Она должна составлять от 5 до 70% в зависимости от категории продукции;
- Период снижения цены. Здесь важно задуматься о сезонном товаре и том, который давно залежался. Чтобы товар уходил с прилавков, необходимо устанавливать скидку именно в то время, когда покупателей стало совсем мало;
- Результат акции по отношению к фирме. Снижение цены может, наоборот, способствовать оттоку прибыли в том случае, если покупатели перестанут доверять вам;
- Просчёт потенциальной прибыли. Чтобы не потерять собственные деньги, вложенные в продажу товаров, нужно соотнести все показатели и выяснить, так ли выгодно окажется снижение цены;
- Увеличение скидки при высокой наценке. Если у вас есть подушка безопасности в виде большой надбавки, то снизить цену для конечного потребителя можно значительно. От этого вы только выиграете.