Способы выявления потребностей клиента: открытые и закрытые вопросы + примеры
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про процесс определения потребностей клиента.
Сегодня вы узнаете:
- Что такое потребность;
- Как правильно построить диалог с клиентом, чтобы выявить его потребности;
- Какие типы вопросов существуют и как их правильно применять;
- Какие ошибки нельзя допускать при определении потребности клиента.
Содержание
- Что такое “потребность”
- Зачем необходимо определять потребность клиента в процессе продаж
- Методы выявления потребностей
- Как выявить потребности клиента
- 5 вопросов для выявления потребностей клиента
- Слушайте правильно
- Уделите время сопряженным потребностям клиента
- Упражнения по определению потребностей
- Ошибки при выявлении потребностей
С ростом числа компаний на рынке, растет и власть потребителя. Экраны пестрят рекламными сообщениями, промоутеры зазывают клиентов скидками, а супермаркеты проводят дегустации с целью увеличения объема продаж. Но все усилия по привлечению потребителей могут оказаться бесполезными, если вы не знаете, чего хочет ваш клиент.
Что такое “потребность”
Выявление потребностей клиента – второй этап продаж, но на самом деле задуматься об определении потребностей целевой аудитории необходимо намного раньше. Но давайте сначала разберемся с самим понятием “потребность”.
Потребность – нужды, воплотившиеся в конкретных товарах и услугах. Отсюда вытекает еще одно понятие – нужды. В отличие от потребностей, нужды имеют врожденный характер, это все то, без чего человек не может продолжать свою жизнедеятельность. Нужда проявляет себя в потребностях человека.
Потребности бывают:
- В безопасности;
- В принадлежности к какой-либо группе (классу);
- В комфорте;
- В надежности;
- В новизне.
Кроме того, потребности бывают сопряженными и несопряженными. Сопряженная потребность – ее удовлетворение влечет за собой рождение другой потребности. Например, вы купили блузку, но теперь вам нужна юбка к ней. Задача консультанта обнаружить обе потребности (еще до возникновения второй) и удовлетворить их.
Как уже было сказано ранее, выявление потребностей – основа основ в организации продаж. Но впервые задуматься о том, в чем нуждаются наши потенциальные потребители, необходимо на этапе планирования маркетинга, то есть маркетинг, как процесс выявления потребностей целевой аудитории, должен стоять раньше производства (или закупок, если мы владеем розничным магазином).
Любой бизнес, в том числе и ваш, должен строиться вокруг потребности определенной целевой аудитории. В противном случае вы произведете (или закупите) товар, который будет пылиться на полках склада или магазина.
Возьмите за основу главный принцип маркетинга: “Не продавайте то, что произвели, а производите то, что точно сможете продать”. А для этого каждое решение предпринимателя должно быть подкреплено маркетинговым исследованием на предмет определения потребностей целевой аудитории.
Теперь поговорим о самом процессе продажи.
Весь процесс продажи состоит из пяти этапов:
- Поиск и оценка покупателя;
- Определение потребностей клиента и налаживание контакта с ним;
- Презентация продукта;
- Устранение разногласий и возражений;
- Заключение и сопровождение сделки.
Зачем необходимо определять потребность клиента в процессе продаж
На самом деле, если вы успешно провели первые два этапа продажи, то можете быть уверены в том, что клиент купит ваш товар. При этом к процессу поиска и оценки покупателя следует относиться как к подготовительному этапу перед определением потребностей клиента. Давайте узнаем, почему правильное выявление потребностей, настолько важно в процессе реализации товара.
Во-первых, клиент пришел к вам, чтобы решить свою проблему. Один и тот же товар может решать абсолютно разные проблемы.
Пример. Человек хочет купить занавески. Консультант спрашивает потенциального покупателя о дизайне комнаты, для которой подбираются шторы, узнает приемлемый ценовой диапазон и демонстрирует лучшие варианты. Но посетитель уходит без покупки. В чем ошибка продавца? Все дело в том, что консультант не узнал, какую выгоду хочет получить клиент от покупки, проще говоря, он не определил проблему клиента. Мы специально взяли в качестве примера занавески, чтобы показать, что даже самый простой товар может решать сразу несколько проблем. Например, занавески могут нести в себе две функции: декорирования помещения и защиты от солнца. В нашем примере консультант решал проблему декорирования комнаты, а клиент хотел защититься от солнечных лучей. Эта ошибка и привела к срыву сделки.
Во-вторых, без знания потребности клиента, вы не сможете парировать его возражениям, а это четвертый этап процесса продажи. Любое возражение клиента – сомнение в том, что именно ваш товар сможет лучшим образом решить его проблему. Вы должны избавить его от этих сомнений, в противном случае клиент от вас просто уйдет к конкурентам.
В-третьих, в процессе личных продаж очень важно дать понять клиенту, что вы искренне хотите помочь в решении его проблемы. Этого сделать невозможно без понимания самой проблемы.
Методы выявления потребностей
И вот, клиент уже в вашем магазине. Как понять, чего он хочет? Нужно, чтобы он сам вам об этом рассказал, лучшего способа еще не придумали.
Однако, все люди разные. Кто-то с радостью делится с окружающими своими переживаниями, а кто-то молчит как партизан. К каждому клиенту должен применяться индивидуальный подход к построению диалога.
Отсюда вытекает два метода выявления потребностей покупателей:
- Вопросы;
- Выслушивание.
Оба инструмента необходимо применять в процессе построения диалога как с открытым клиентом, так и с клиентом-партизаном. Но в первом случае, мы должны больше слушать, а во втором – спрашивать.
Хотелось бы сразу обратить внимание на то, что ваш диалог с клиентом, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному типу, не должен быть похож на допрос. Речи потребителя должны занимать большую часть вашего с ним диалога. Хороший продажник сродни хорошему психологу. Задача этих специалистов – выявить и решить проблему клиента, а для этого необходимо вывести “пациента” на откровенный разговор и выслушать его.
Как выявить потребности клиента
Вернемся к продажам. С чего начать разговор?
Вспомним про первый этап процесса продаж – поиск и оценку покупателя. Не стоит сразу подходить к потенциальному потребителю и навязывать ему товар в котором он не нуждается.
Забудьте про надоевший всем вопрос: “Могу ли я вам чем-нибудь помочь?”. На момент первого обращения к клиенту вы уже должны знать, чем можете помочь посетителю. Для этого понаблюдайте за ним первые 30-40 секунд, это позволит определить вам тип товара, за которым пришел клиент.
Пример. Вы продавец в женском магазине одежды. Посетительница уделяет больше всего внимания строгим брюкам в офисном стиле. Начните ваш диалог так: “Добрый день, меня зовут Анна. Сегодня в нашем магазине новое поступление офисной коллекции, а также скидки на старое поступление этой линейки до 50%. Пройдемте, покажу”.
5 вопросов для выявления потребностей клиента
После того, как клиент согласился принять вашу помощь, необходимо включить в диалог вопросы.
Вопросы бывают следующих видов:
- Закрытые вопросы – все те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. Злоупотреблять ими не стоит, иначе вы не получите тот объем информации, который вам необходим. Пример: “Вам нравятся классические брюки?”
- Открытые вопросы – вопросы, требующие развернутого ответа. Но и здесь таится опасность. Если клиенту неинтересно продолжение диалога, то он постарается быстрее сбежать из магазина. Пример: “Какие брюки вы предпочитаете?”
- Альтернативные вопросы – в этих вопросах уже содержится несколько вариантов ответа. Пример: “Вы предпочитаете зауженные или классические брюки?”.
- Наводящие вопросы – необходимы тогда, когда клиент еще сам не осознает для себя потребность. Пример: “При выборе брюк очень важно определить, в какое время года вы будете их носить, если вы покупаете их на лето, то вам подойдут легкие натуральные материалы, как вы думаете?”
- Риторические вопросы – атмосферные вопросы. Служат для поддержания разговора, формирования дружеских отношений с клиентом. “Вам ведь хочется, чтобы брюки сидели на вас идеально?”.
Достоинства и недостатки каждого типа вопросов приведены в таблице.
Достоинства |
Недостатки |
Задачи |
|
Закрытые вопросы |
Клиенту несложно на них отвечать | Превращают диалог в допрос;
Дают недостаточное количество информации |
Получение дополнительной информации; Получение основной информации в работе с клиентами-партизанами |
Открытые вопросы |
Позволяют получить наиболее полную информацию от клиента;
Позволяют клиенту выговориться |
Могут оказать “медвежью услугу” и отпугнуть клиента;
Продавец не всегда декодирует ответы правильно, из-за чего клиент может уйти навсегда; Занимают много времени |
Определение основной потребности; Начало диалога |
Альтернативные вопросы |
Позволяют получить достаточно информации об основной потребности;
Не настолько навязчивы, как открытые вопросы |
Препятствуют выявлению сопряженных потребностей |
Определение основной потребности; Побуждение клиента к действию; Окончание диалога |
Риторические вопросы |
Способствуют формированию дружеской атмосферы | Занимают время |
Формирование атмосферы |
Наводящие вопросы |
Способствуют формированию потребности;
Подталкивают к действию |
Могут смутить клиента |
Формирование потребности |
Помимо перечисленных, вы можете использовать уточняющие вопросы. Это особенно актуально, если вы работаете с открытыми вопросами.
В результате вы должны получить некую анкету клиента, в которой будет указана вся необходимая информация.
Слушайте правильно
Теперь мне хотелось бы уделить внимание процессу слушания. Казалось бы, что ничего сложного в том, чтобы выслушать ответ потенциального клиента, нет, но это не так. Если потенциальный покупатель увидит вашу незаинтересованность, то вы его потеряете навсегда.
Диалог – некая игра с клиентом, в которой необходимо придерживаться следующих правил:
- Не перебивайте собеседника. Сначала дайте высказаться и только потом задавайте уточняющие вопросы;
- Поддерживайте зрительный контакт. Это позволит вам понять настрой клиента по поводу дальнейшего продолжения диалога;
- Откажитесь от идеи допрашивать клиента. Если человек не хочет идти на контакт, он закрыт, то стоит оставить его в покое;
- Предлагайте варианты. Это позволит заинтересовать клиента в дальнейшем продолжении диалога, ведь ему тут реально хотят помочь;
- Поддерживайте разговор. Основные техники поддержания разговора с клиентами приведены в таблице.
Прием |
Пример |
Повторение основной информации, сказанной клиентом |
Как я поняла, вы предпочитаете классические брюки |
Подведение итогов |
Итак, вам нужны классические брюки в деловом стиле синего цвета |
Следствие |
Значит, вам не нравятся брюки с завышенной талией |
Поддакивание |
Кивайте головой, “угукайте” и всячески поддакивайте во время речи клиента |
Уделите время сопряженным потребностям клиента
Когда вы предложили подходящий вариант брюк, начните диалог заново и предложите товар, который удовлетворяют сопряженную первой потребность.
Например, наша покупательница только что устроилась на работу, где требует офисный дресс-код. Это значит, что ей можно предложить блузку, пиджак и аксессуары. Но понять, нуждается ли ваша клиентка в этом товаре, вы должны еще в процессе работы над выявлением и удовлетворением первой потребности.
Таким образом, процесс выявления потребностей состоит из четырех этапов:
- Первый контакт с клиентом;
- Выявление проблемы с помощью вопросов;
- Выслушивание клиента и предложение вариантов;
- Удовлетворение сопряженных потребностей.
Упражнения по определению потребностей
Чтобы быть уверенным в своих силах, необходимо потренироваться. Для этого соберитесь в небольшую компанию (от трех человек) и поиграйте в игру “Кто я?”.
Ее правила просты: вы пишите на стикерах имена известных героев (литературные герои, известные личности, персонажи мультфильмом) и наклеиваете их на лоб друг другу, так, чтобы тот, кому вы наклеили стикер, не знал имя какого героя вы написали.
Затем каждый пытается угадать, чье имя написано у него на бумажке. Делает он это при помощи вопросов, на которые остальные участники игры могут отвечать только “да” или “нет”. Если спрашивающий получает отрицательный ответ, то ход передается следующему участнику.
Ошибки при выявлении потребностей
Подведем итоги и приведем самые распространенные ошибки, которые совершают продажники в процессе определения потребностей клиента:
- Не делайте упор на закрытых вопросах. Если клиент не идет на контакт, то лучше его оставить в покое, а не устраивать допрос;
- Вы должны обнаружить несколько потребностей. Всегда ищите сопряженные потребности, это позволит сформировать лояльность клиента и увеличить продажи вдвое;
- Не презентуйте товар в процессе выявления потребностей. Вы можете предложить вариант, но нахваливать его не нужно. Это лишь создаст иллюзию навязывания и отсутствия выбора у клиента;
- Будьте воспитаны. Перебить клиента – самая страшная ошибка, которую может допустить консультант при продаже и выявлении потребностей клиента;
- Придерживайтесь вашей задачи – продажи товара. Не давайте клиенту уйти в сторону и превратить процесс продажи в сеанс приема у психолога. Ваша задача – решить проблему клиента, но только при помощи вашего продукта.
Таким образом, мы ознакомились с основными принципами определения потребностей клиента в процессе осуществления продаж. Эти принципы подойдут как для личных продаж, так и для продаж по телефону.
Спасибо за статью. Нашёл для себя новую полезную информацию.
Хотелось бы побольше примеров, может реальных ситуаций. Где видно как потребности связывают с товаром. Например, как можно связать потребность в безопасности или комфорте с товаром (термосом, ящиком для хранения, стремянкой или ещё). Посоветуйте книгу или видео где есть такие примеры.