Итоги рынка франшиз 2022 года
Потрясения 2022 года не помешали спросу россиян на франшизы
Новости о частичной мобилизации некритично повлияли на рынок франчайзинга. После аномально высокого спроса летом, количество заявок на франшизы в первой половине осени снизилось на 15%. Но к ноябрю интерес покупателей восстановился и превысил среднегодовой уровень на 21,6%.
Содержание
В среднем за 2022 год объём спроса на франшизы увеличился на 12%
А главным отличием стал аномально высокий спрос в летние месяцы.
Рынок прошёл две точки потрясения. В конце февраля рынок потерял сразу до 40% спроса. Но в отличие от 2020 года восстановление произошло быстро. Объём спроса по статистике каталога франшиз Businessmens.ru в начале апреля уже превышал прошлогодние показатели на 9,1%.
В обычное время сезонность франчайзинга характеризуется постепенным спадом с апреля, достигая к июлю максимальной просадки в 25-28%. А в августе идёт восстановление. Но в 2022 году динамика была другой. С апреля по июнь снижение едва достигало 10% по отношению к среднегодовым показателям. А в июле спрос резко прибавил 18%, увеличившись в августе ещё на 8%. В итоге за лето количество заявок на покупку было на 40,6% больше того же периода прошлого года.
Вторая точка потрясения была в конце сентября после объявления частичной мобилизации. Спрос по отношению к августу снизился на 15%. Но к ноябрю полностью восстановился. В итоге за ноябрь 2022 года количество заявок на франшизы было на 34,9% больше ноября 2021 года.
На какие категории франшиз увеличился спрос в 2022 году
За год самыми востребованными по уровню вложений стали франшизы с инвестициями до 1 млн рублей. Спрос на них увеличился на 35,6%. А доля заявок составила 75,6% от общего объёма. Интерес к вариантам дороже 6 млн рублей снизился на 14,8%.
Самыми популярными категориями стали:
- «Пункты выдачи заказов» — увеличение объёма заявок на 90,9%
- «Производство» — 77,3%
- «Медицина» — 47,7%
- «Красота и здоровье» — 46,5%
- «Детские» 29%
- «Авто» — 20%
- «Отдых и развлечения» — 20%
- «Ремонт квартир» — 18%
- «Одежда и бельё» — 16%
Потеряли в спросе категории «Туризм» (-25%), «Недвижимость» (-15%), «Интернет-магазины» (-14%).
В 2023 году развитие рынка франчайзинга будет напрямую связано с новостным фоном вокруг геополитических и экономических событий. При отсутствии сильных потрясений спрос увеличится на 10-15% за год.
Статистика предоставлена каталогом франшиз Businessmens.ru. Полный текст исследования здесь. График динамики спроса и картинка с разделением на категории прилагается в письме.