Похищение Луника

Просмотров: 69
Комменты: 0
23 Июл 2023
Автор статьи: Редакция Авторский состав проекта.

Несколько лет назад Советский Союз объехал несколько стран с выставкой своих промышленных и экономических достижений. Там были стандартные экспозиции промышленного оборудования, мягких товаров, модели электростанций и ядерного оборудования. Больший интерес представляли наглядные модели космических кораблей «Спутник» и «Луник». Американская разведка дважды получала расширенный доступ к «Лунику», во второй раз одолжив его на ночь и вернув до того, как Советы обнаружили его пропажу. Это история о заимствовании, которое потребовало усилий многих людей и тесного сотрудничества между тайными и открытыми компонентами разведки.

На обозрение за рубежом

Советы тщательно подготовились к этому выставочному туру; большая часть выставочных материалов была доставлена на каждую остановку заблаговременно. Но когда техники были заняты сборкой различных экспонатов в одном выставочном зале, им позвонили и сообщили, что прибыл еще один ящик. Очевидно, они не ожидали этого товара и не знали, что это такое, потому что первый грузовик, который они отправили, был слишком мал, чтобы справиться с ящиком, и им пришлось отправить второй.

Опоздавший груз оказался космическим кораблем «Луник» последней ступени, лежащим на боку в похожем на кабину ящике длиной около 20 футов и шириной 11 футов с крышей высотой около 14 футов в пике. «Луник» был распакован и поставлен на постамент, «Луник» был свежевыкрашен, а три смотровых окна, прорезанные в носовой части, позволяли видеть пакет приборов полезной нагрузки с антенной; Советы не были бы настолько глупы, чтобы выставить реальный серийный образец такого передового оборудования на обозрение империалистической разведки.

Или нет? Ряд аналитиков в американском сообществе подозревали, что это так, и была организована операция, чтобы выяснить это. После закрытия выставки в этом месте группа сотрудников разведки имела неограниченный доступ к «Лунику» в течение примерно 24 часов.

Они обнаружили, что это был серийный образец, с которого был снят двигатель и большинство электрических и электронных компонентов. Они изучили его досконально с точки зрения вероятных характеристик, выполнив замеры, определив его структурные характеристики и формат проводки, оценив размер двигателя и так далее.

В ходе этой операции с «Луника» было скопировано несколько, но недостаточно подробно и точно, чтобы окончательно идентифицировать производителя или определить использованную систему. Поэтому было решено попытаться получить еще один доступ для заводской команды.

Планы и проблемы

Когда выставка переезжала из одного города в другой, в перехваченной транспортной декларации был обнаружен товар под названием «модели астрономических аппаратов», размеры которого примерно соответствовали размерам ящика «Луника. Эта информация была отправлена в ближайшую к месту назначения станцию ЦРУ с просьбой попытаться организовать безопасный доступ, если «Луник» появится. Исходя из нашего опыта работы на торговых ярмарках и других выставках, мы в заводской маркировке предпочитали доступ до открытия выставки альтернативам осмотра в выставочном зале или после того, как она покинет территорию и отправится в другое место назначения.

Вскоре ящик с «Луником» был доставлен на территорию выставки. Однако физическая ситуация на территории выставки исключала доступ к ней до открытия выставки. Во время выставки советская сторона обеспечивала круглосуточную охрану экспонатов, поэтому не было никакой возможности тайно нанести ночной визит. Оставался только один шанс: добраться до него в какой-то момент после того, как он покинет территорию выставки.

Тем временем прибыла наша команда специалистов из Объединенного центра заводского изготовления в составе четырех человек. Мы привезли с собой специализированное фотооборудование и основные инструменты. Каждый из нас пошел и купил полный комплект местной одежды — все, начиная c кожи. В течение недели мы провели ряд встреч с персоналом станции, совместно определив возможности и требования, разработав планы доступа и эвакуации, а также определив, какое дополнительное оборудование нам понадобится. Станция неоднократно фотографировала ящик «Луника», чтобы мы лучше представляли себе его конструкцию. Фотографии показали, что боковые и торцевые стороны были скреплены изнутри болтами. Единственный способ попасть внутрь — через крышу. Поэтому мы купили дополнительные инструменты и оборудование: лестницы, веревки, гвоздодер, фонари, удлинители, прищепки, набор метрических ключей, отвертки, молотки.

После выставки экспонаты перевозились на грузовиках с выставочной площадки на железнодорожную станцию и перегружались в товарные вагоны для дальнейшего следования. Для перехвата нам пришлось выбирать между грузовиком и железнодорожным транспортом. Изначально предпочтение было отдано последнему варианту; казалось, что товарный вагон с «Луником» легче всего перегнать на подъездной путь (предпочтительно на склад) на ночь и возобновить путешествие на следующее утро. Однако детальная проверка наших активов на железнодорожной линии не выявила никаких возможностей для этого. Внимательное изучение грузоперевозок на станцию, с другой стороны, выявило такую возможность.

Луник во временном пользовании

По мере того, как выставочные материалы укладывались в ящики и доставлялись на железнодорожную станцию, советский контролер, находившийся на станции, отмечал каждое прибывшее изделие. Однако у него не было связи со своими коллегами на ярмарке. Было решено, что «Луник» покинет территорию ярмарки последним грузовиком в этот день. Когда он выезжал, его сопровождала машина станции, а за ней следовала другая; их задачей было определить, сопровождают ли советские войска его до железнодорожной станции. Когда становилось ясно, что советских поблизости нет, грузовик останавливали у последнего возможного поворота, на ящик накидывали брезент, и за дело брался новый водитель. Прежнего водителя проводили в гостиничный номер и оставили там на ночь.

Грузовик быстро перегнали на свалку, которую арендовали для этой цели. Эта площадка была открыта для обзора, но вокруг нее был 10-футовый деревянный забор. С некоторым трудом грузовик въехал задним ходом на узкую улочку, и ворота закрылись; они просто пропустили передний бампер. Все окрестности патрулировались машинами Станции с двусторонними радиостанциями, поддерживающими связь со двором и Станцией.

Действия были приостановлены на полчаса. В районе все оставалось тихо, и не было никаких признаков того, что советские подозревают что-то неладное. Советник, находившийся на железнодорожной станции, подождал некоторое время, чтобы узнать, не прибудут ли еще грузовики, затем собрал свои бумаги и отправился ужинать. После еды он отправился в свой гостиничный номер, где за ним всю ночь велось наблюдение.

Маркировочная команда в местной одежде и без каких-либо опознавательных знаков, передвигалась на машине на некотором расстоянии от склада. Теперь нам дали добро, чтобы мы проследовали на склад и приступили к работе. Мы приехали около 19:30, и нас впустила группа наблюдения из двух человек со станции. Они разместили все наше оборудование и инструменты во дворе, а также еду и питье на ночь.

Нашей первой задачей было снять достаточную часть крыши ящика, чтобы попасть внутрь. Она была сделана из 2-дюймовых шпунтованных досок, прибитых 5-дюймовыми шипами. Два члена команды принялись за работу, потея и задыхаясь от влажного воздуха. Попытка не оставить следов нашего взлома была облегчена тем, что доски уже несколько раз снимали и ставили обратно, и они уже были побиты.

Пока все это происходило, произошел довольно неприятный инцидент. Когда мы приехали на свалку, было темно, свет горел только в офисе компании. Теперь, когда двое мужчин на вершине ящика отбивали доски, внезапно зажглись уличные фонари, заливая все светом. У нас было несколько тревожных минут, пока мы не поняли, что это не засада, а обычное включение фонарей, запланированное на этот час.

Фотографы за работой

Двое других из нас тем временем собирали фотооборудование и подключали удлинительные шнуры к светильникам. У нас были лестницы с каждого конца ящика, и когда доски были сняты, мы опустили еще одну лестницу внутрь каждого конца. «Луник» в своей люльке почти касался бортов ящика, поэтому мы не могли пройти с одного конца на другой внутри.
Теперь половина команды забралась в передний носовой конец с одним комплектом фотооборудования и осветительным прибором. Они натянули брезент над проемом, чтобы створки стробоскопов не привлекали внимания. Они сняли одно из смотровых окон в носовой части, сняли обувь, чтобы не оставить заметных следов на металлической поверхности, и протиснулись внутрь. Сфера полезной нагрузки находилась в центральной корзине, а ее главный антенный зонд был выдвинут более чем наполовину к вершине конуса. Они заполнили один рулон пленки крупными планами отметок и отправили его через одну из патрульных машин на обработку, чтобы убедиться, что камера работает правильно и результаты удовлетворительны. Вскоре пришло сообщение, что негативы в порядке, и они продолжили свою работу.

Мы, другая половина команды, занялись хвостовой частью. Нашей первой задачей было получить доступ к моторному отсеку, сняв большую крышку основания «Луника» она крепилась к фланцу на 130 болтах с квадратной головкой. Мы открутили их метрическим ключом и с помощью веревочной стропы сдвинули тяжелую крышку в сторону.

Внутри отсека двигатель был снят, но его монтажные кронштейны, а также баки с топливом и окислителем все еще были на месте. В передней части отсека, выступая через центр перегородки, отделяющей носовую часть от двигателя, находился конец стержня, который удерживал на месте сферу полезной нагрузки. Четырехходовая электрическая розетка, действующая как гайка, навинченная на конец этого стержня, была зацеплена проволокой, концы которой были заключены в пластиковую пломбу с советским клеймом. Единственный способ освободить сферу, чтобы позволить команде в носовой части попасть в корзину, в которой она находилась, заключался в том, что нужно было перерезать этот провод и отвинтить розетку.

Мы обратились к сотрудникам станции и получили заверения, что они могут продублировать пластик, штамп и проволоку. Поэтому мы решили пойти дальше и поискать метки в районе корзины. Мы отрезали проволоку и передали ее одной из патрульных машин. Два человека в носовой части сфотографировали или вручную скопировала все в районе корзины, в то время как мы сделали это в моторном отсеке. Советские люди, удаляя все электрические соединения и оборудование, упустили из виду две муфты в корзине; их мы отвезли в штаб для детального анализа. Не успели мы закончить, как на верфь доставили новое уплотнение — проволоку, пластик и печать.

Возвращен в хорошем состоянии

Эксплуатация «Луника» была завершена, оставалось только собрать все обратно и закрыть ящик. Первая работа — закрепление сферы в корзине — оказалась самой щекотливой и трудоемкой частью всей ночной работы. Перегородка между носовым и двигательным отсеками мешала визуально направлять стержень в нужное положение, а длины стержня как раз хватало, чтобы прикрутить выход за перегородкой. Мы потратили на это почти час один человек в тесной носовой части пытался точно установить шар в нужное положение, а другой в моторном отсеке пытался зацепить резьбу на конце стержня, который он не мог видеть. После нескольких неудачных попыток и множества тревожных моментов соединение наконец было установлено, и мы все вздохнули с облегчением.

Провод был обернут вокруг розетки, а его концы закреплены в пластике. Носовой и моторный отсеки были дважды проверены, чтобы убедиться, что внутри не осталось никаких подозрительных материалов, таких как спички, карандаши или обрывки бумаги. В носовом отсеке было заменено смотровое окно, и с некоторым трудом крышка основания была прикручена на место. Проверив внутреннюю часть ящика на наличие следов вмешательства, мы вылезли наружу. Лестницы были подняты, доски крыши прибиты на место, а брезент натянут обратно. Мы упаковали наше оборудование, и в 4:00 утра нас забрала одна из машин.

В 5:00 утра приехал водитель и перевез грузовик со свалки в заранее оговоренное место. Здесь был снят брезентовый чехол, и прежний водитель сменился и поехал на железнодорожную станцию. Советник, который проверял товары по мере их поступления в предыдущий день, пришел на верфь в 7:00 утра и обнаружил, что грузовик с «Луником» ждет его. Он не выказал удивления, проверил ящик и посмотрел, как его грузят в вагон. Через некоторое время поезд отправился. До сих пор нет никаких признаков того, что Советский Союз когда-либо обнаружил, что «Луник» был взят на ночь.

Результаты анализа собранных таким образом данных были опубликованы в кратком отчете Центра. Они включали вероятную идентификацию производителя этой ступени «Луника», тот факт, что она была пятой по счету, идентификацию трех производителей электрооборудования, которые поставляли компоненты, и раскрытие системы _____, которая использовалась здесь и, возможно, для другого советского космического оборудования. Но, возможно, более важным в долгосрочной перспективе, чем эти положительные результаты разведки, был опыт и пример прекрасного сотрудничества в работе между тайными операторами и, по сути, открытыми коллекционерами.

Скачать копию Похищение Луника

ПОХИЩЕНИЕ ЛУНИКА

Источник: nsarchive.gwu.edu

Комментариев нет - Читать комментарии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector