Что такое нейролингвистическое программирование: сферы применения + как пользоваться НЛП в работе и предпринимательстве
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о нейролингвистическом программировании.
Нейролингвистическое программирование (далее НЛП) — одно из новейших течений практической психологии, которое зародилось в конце 20 века. Оно направлено на внедрение положительно опыта успешных людей в области психологии в реальную жизнь. Эта, критикуемая научным сообществом, методология, позволяет обычным людям использовать практики более успешных людей. В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое НЛП, как его использовать в реальной жизни и какого эффекта можно добиться.
Содержание
Что такое НЛП
Сначала начнем с определения НЛП. У него есть два смысла.
В узком смысле НЛП — это копирование поведения успешных людей в области психологии и психотерапии. То есть, вы должны понять базовые приемы достижения успеха людей, и благодаря их опыту и примеру, добиться успеха.
В широком смысле НЛП — использование всех вербальных и невербальных приемов успешных людей в любой сфере. Если говорить простым языком, то это практически полное копирование манеры поведения, речи, целей, и в какой-то мере, даже мыслей более успешных людей.
Основа НЛП — теоретические знания в психологии, лингвистике, нейрологии, физиологии и коммуникации. Вся система строится на подробном анализе приемов успешных людей и выявлении того, что действительно работает.
Эти науки используются для наблюдения и анализа поведения, которое демонстрируют более успешные люди. Взаимодействие с людьми, язык тела, их стремления, мысли, принципы — все это должно быть проанализировано и успешно применено в реальной жизни.
НЛП более заинтересовано в том, что эффективно работает, а не что рационально и правильно с научной точки зрения. То есть, самое важное в этом наблюдении и анализе — понять, что приводит человека к определенному результату, например, то делает его успешным специалистом в той или иной области.
НЛП не является наукой в привычном понимании. Нет общедоказанных фактов и истин. Есть только предположения. При этом результаты использования этой техники меняются, в зависимости от человека, который её применяет. У одного может получиться скопировать поведение, манеры и цели успешного человека, у другого — нет.
Сферы применения НЛП
Применять НЛП можно в любой сфере жизни:
- работа;
- бизнес;
- спорт;
- отношения;
- инвестиции;
- отдых;
- ведение личного бренда;
- взаимодействия с людьми.
Главное, найти реальные примеры успешных людей в данной сфере. У кого-то это хорошая карьера, кто-то похудел на 30 килограммов, кто-то создал пассивный капитал на 40 000 рублей чистого дохода в месяц и т. д.
Самое важное при применении техник НЛП — понять, что действительно работает. То, что не приносит желаемого результата, можно смело вычеркнуть.
Как применять техники НЛП в жизни
Практика НЛП в полной мере сложна для применения в реальной жизни. Нужна реальная практическая база по психологии, физиологии, лингвистике и т. д. Обычному человеку очень сложно будет воспроизвести те наблюдения и тот анализ, который проводится специалистами.
Именно поэтому мы поговорим об упрощенной версии техники «копирования поведения». Поговорим сначала о личном применении подобной техники для достижения своих целей.
Разберем на банальном примере:
Иван хочет пользоваться успехом у девушек. Он видит, как Олег постоянно завоевывает внимание противоположного пола.
Далее разбираем «образ» Олега по частям:
- Спортивное телосложение.
- Белые зубы.
- Модная одежда.
- Свободное общение.
Из этого делаем определенные выводы:
- Купить абонемент в спортзал — 12 000 рублей на полгода.
- Стоматология + отбеливание — 8 000 рублей.
- Модная одежда — 10 000 рублей (минимальный вариант).
- Пара уроков у хорошего актера — 5 000 рублей.
35 000 рублей стоит достижение намеченной цели. Можно разбивать на несколько этапов.
Самое важное: не стоит досконально копировать все манеры и особенности другого человека. В первую очередь вы индивидуальность.
Теперь давайте поговорим о более интересных вещах — о применении минималистичной техники НЛП в работе и бизнесе.
В работе
В работе применение подобных техник происходит следующим образом:
- Вы выделяете специалиста, который по вашему мнению успешен.
- Анализируете его образ, действия и цели.
- Применяете их на себя.
- Внедряете.
Опять пример:
Иван хочет много зарабатывать на текстах. Есть Олег, который стал успешным редактором, и уже сам не пишет тексты — у него целая команда авторов.
Снова разбираем Олега:
- У Олега практический опыт работы с текстами в 2 года.
- Поток постоянных заказчиков с его блога.
- Качественное портфолио, в которое входят банки и крупные компании.
- Он умеет общаться с клиентами и продавать свои услуги.
Это самое важное, что пригодится нам в работе над собой. Что нужно сделать:
- Набраться базовых знаний и практического опыта.
- Создать собственное портфолио.
- Сделать свой блог и наполнить его.
- Научиться продавать свои услуги.
На все это уйдет порядка 4 — 6 месяцев. А если доходы Ивана не поднимутся на уровень Олега, то хотя бы вырастут в несколько раз.
Многие ошибочно применяют этот метод из-за одной простой причины: они не хотят видеть работу, которую выполнял этот человек ранее. Каждый, у кого сейчас получается зарабатывать огромные деньги, раньше потратил большое количество времени, чтобы научиться и стать успешным. В нашем примере это самый первый пункт — практический опыт.
Именно поэтому анализ успешного человека по вашей специальности нужно изучать именно с прошлого. Какой объем работы совершал, что делал, сколько работал, какие знания старался приобретать и т. д. Такой подход к применению техник НЛП даст результат намного лучше, чем привычное «Он может за пару кликов заработать тысячу рублей. Я тоже так хочу».
В предпринимательстве
В предпринимательстве также можно применять техники НЛП в облегченной форме. Ваша задача — найти успешного конкурента и просто препарировать его образ на все составляющие. Вводные данные:
Компания N занимается созданием сайтов. У нее свой многостраничный сайт со средним дизайном и есть пара разработчиков, которые ничего не понимают в продажах, но умеют делать качественные сайты. Ценник средний. Портфолио огромное.
И есть фирма A. У нее очень качественно оформлен собственный сайт (заказали у дорогой компании), на телефоне сидят продажники. Она делает средние сайты по высокой цене. При этом у нее больше клиентов.
Итак, для того чтобы фирма N получила больше клиентов, надо:
- Сделать новый дизайн для сайта.
- Найти грамотных продажников и посадить их на %, выдав хорошие скрипты.
- Качественно оформить портфолио, чтобы собрать только лучшие работы.
- Повысить цену.
И есть некоторые вещи, которые касаются НЛП в предпринимательстве. Нужно понимать, что приведет к вам клиентов. К примеру, реклама в интернете и сотрудничество с хорошими арбитражниками окупается. А вот реклама в городском паблике с ценником в 10 000 рублей — нет.
Внимательно анализируйте действия конкурентов и причины таких действий. Копируйте самые успешные решения и внедряйте их с более высоким результатом.
Как и в случае с работой нужно понимать разницу. Вы должны предоставлять товары и услуги на уровне ваших конкурентов или даже выше. Только в этом случае вы сможете эффективно применять подобную технику. В противном случае все сведется к «Делай качественно, и придут клиенты».
Более подробно о практическом применении минималистичной теории можно прочитать в статье Александра Чипижко «Техника Утка».
Создание личного бренда с помощью техник НЛП
Теперь несколько слов о создании личного бренда с помощью техник НЛП. Это уже немного другой уровень. Вам нужно не проанализировать и скопировать образ человека или компании, а показать всем образ человека, которого ваша целевая аудитория будет ассоциировать с успехом (заработком, должностью, профессионализмом).
Такими методами очень любят пользоваться начинающие инфобизнесмены, у которых откровенно плохие продукты. Они не могут предоставить какой-либо практической ценности и привлекают клиентов исключительно «образом успешного человека».
Но стоит понимать, что применение подобной техники лишает вас маневра и индивидуальности. Вы соответствуете представлению вашей целевой аудитории об успешном человеке, но при этом, вы не оригинальны. Таких как вы десятки, если не сотни. И это самый главный недостаток такого подхода.
Теряя индивидуальность, вы теряете поток лояльных клиентов, которые могли бы принести вам гораздо больше.
Именно поэтому, не стоит применять подобные техники НЛП, если у вас есть интересные и качественные продукты. Не нужно «быть похожим на кого-то» и «соответствовать ожиданиям» целевой аудитории. Вначале это даст вам старт, но чем дальше, тем сложнее будет выбраться из подобного образа, и тем меньше лояльных клиентов будет приходить к вам из-за того, что вы не индивидуальность, а просто «еще один успешный человек из интернета».
Научное мнение об НЛП
Научное сообщество весьма скептически относится к НЛП. Это связано с тем, что технологии, которые используют практики, не подтверждены научно.
А потому можно выделить один недостаток — такие технологии могут работать, но только в некоторых случаях. То есть, полное копирование привычек определенного человека чаще всего не ведет к ожидаемому результату, и нередко можно наблюдать обратный эффект.
Таким образом, несмотря на то, что внешне НЛП очень походит на научное течение, и его можно принять за область практической психологии, это далеко не так.
Заключение
НЛП — довольно интересная теория. Она дает возможность людям, склонным к анализу, найти способы достижения поставленных целей через более успешных людей. Найти, изучить, проанализировать, применить — алгоритм, который может привести вас к успеху.
Но не стоит слепо полагаться на подобный метод. НЛП не гарантирует успешного результата, даже при полном соблюдении техник.