Что такое геймификация простыми словами: ее принципы и методы, где применяется этот процесс + геймификация Вконтакте
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о том, что такое геймификация.
Вся жизнь — одна большая игра. Наверняка вы не раз слышали подобное утверждение. Но что, если я скажу, что интерес к играм в последние годы растет все больше и больше? И многие люди работают, учатся, продают товары просто играя? Давайте поговорим об этом.
Содержание
Что такое геймификация простым языком
Геймификация — это процесс вовлечения человека в определенную деятельность с помощью игры. Простыми словами мы переносим игровые правила в реальный мир. В рунете её еще называют игрофикация.
Геймификация как явление возникло давно. Но именно как активное пришло вместе с компьютерными играми в конце прошлого века. Специалисты изучили, с каким азартом люди тратят свое время за компьютером, увидели и осознали основные принципы игр и поняли, что последние можно применять везде. И, что самое главное, это дает результат.
Люди любят игры потому, что в них есть заранее установленные правила, за соблюдения которых ждет награда. Возьмем самый простой пример — компьютерные игры. И среди них есть лидер по вовлеченности игроков — ММО. Это большие ролевые игры с открытым миром, где тысячи людей проводят тысячи часов за прокачкой своего персонажа.
ММО завоевали мир тем, что в них есть понятная игроку система прогрессии. Ты убиваешь монстра — получаешь опыт и ресурсы. Убил несколько монстров, тебе повысят уровень. С повышением уровня увеличиваются какие-то характеристики. И все это на фоне постоянного соперничества и отсутствия конкретной цели у игроков.
Пример интереса к играм подтверждается одной интересной статьей школьного психолога. К нему как-то привели мальчика, который не вылезал из-за компьютера. Постоянно играл, не хотел учиться, общаться с одноклассниками да и вообще сидел безвылазно за компьютером, день и ночь. И психолог предложил простое и гениальное решение: перенести игру в реальность.
Ребенку завели большую тетрадку с его «характеристиками». За сделанные уроки ребенок получал +1 к интеллекту. За занятия физкультурой +1 к силе или ловкости. А еще они ввели систему заданий. Родители поручали ребенку небольшую работу и выдавали за это награду. И все изменилось. Ребенок перестал сидеть за компьютером и окунулся в реальную жизнь. И практически каждый человек, в той или иной мере, такой же ребенок.
Геймификация помогает перенести игровые принципы в реальность. Есть четкая шкала прогрессии, которая вызывает у игроков чувство удовлетворения от проделанной работы, есть система наград, которая дает мотивацию соблюдать правила и делать все качественно, и есть система оценки и сравнения себя с другими для тех, кому это действительно важно.
Самый яркий пример геймификации на международном уровне — Китай. Он постепенно вводит систему социального рейтинга. Это такой большой проект, где каждому жителю планирует присваивать баллы, по его пользе обществу. Если ты не нарушаешь законы и совершаешь полезные действия, тебе добавляют очки. Если нет, то снимают. И если количество будет слишком низкое, то применят санкции вроде отказа в авиабилетах или запрете на работу в государственных учреждениях.
Где применяется геймификация
Применять геймификацию можно практически везде. Даже при подборе персонала весь процесс можно превратить в забавную игру. Но существуют определенные ниши, в которых рекомендуют применять геймификацию:
- В образовании. Все мы помним скучные школьные уроки, на которых хотелось заснуть. А если туда добавить игры? С понятными правилами, шкалой прогрессии и наградами. Все сразу станет намного интереснее.
- В бизнесе. При работе с клиентами можно использовать игровые методы. Можно предлагать продукцию как игру, можно оформить покупку в виде игры. Вариантов много, главное, выбрать нужный.
- В обучении сотрудников. Как и в случае со школой, обучение взрослых сотрудников тоже можно сделать в игровой форме. Только главное, чтобы они понимали, что это игра, но воспринимали её максимально серьезно.
- В работе на местах. Работа не всегда должна быть чем-то обязательным, что не может приносить удовольствие. Задача хорошего руководителя: сделать так, чтобы подчиненным было комфортно, и они работали «на полную». Игры — один из способов (но в том случае, если не сработает повышение зарплат).
- В рекламе. Недавно видел хороший пример на эту тему. Когда показывают какие-то киберспортивные события, компания AXE запускает свою рекламу. В ней нужно найти промокод во время трансляции, ввести его на сайте и получить бонус. Просто, но интересно.
Геймификацию можно применять везде, где есть контакт с людьми.
Карл Капп, который вплотную занимается геймификацией, считает, что скоро игры проникнут во все сферы нашего общества. Люди всех поколений и занятий будут играть в игры. Школьники и студенты, рабочие, офисные работники, руководители, специалисты из отдела кадров, фрилансеры — все будут следовать этому тренду. И вознаграждение, которое является неотъемлемой частью любой игры, способствует вовлеченности и работе с людьми.
Принципы геймификации
У геймификации есть 4 основных принципа:
- Принцип мотивации.
- Принцип неожиданных открытий и поощрений.
- Принцип статуса.
- Принцип вознаграждения.
Принцип мотивации. Это основополагающий принцип, на котором и строится большинство игровых задач. Люди должны быть мотивированы на взаимодействие. Мотивировать можно двумя вещами: дать какое-то поощрение или помочь избежать дискомфорта. В зависимости от аудитории нужно использовать разную мотивацию.
Принцип неожиданных открытий и поощрений. Любой неожиданный контент ценится. И неважно, что это будет: новые правила, новые вознаграждения, новые эмоции или что-то еще. При этом, с каждым вводом чего-то нового все больше разжигается любопытство. А что будет дальше? Это нам и нужно.
Принцип статуса. Это основной момент, вспомните пример с ММО РПГ. Каждый человек нуждается в том, чтобы показать собственную значимость. А для этого нужно, чтобы все могли видеть, чего он добился.
Принцип вознаграждения. Ученые считают вознаграждение лучшим инструментом геймификации. Оно способствует большей вовлеченности в процесс и отдаче делу. Но важно, чтобы награда была интересна игроку.
Есть хороший пример неправильного выбора наград. Он касается работы. В некоторых компаниях есть доски с работниками месяца. Фотография лучшего сотрудника вешается на стену. И с одной стороны, это правильно — повышение статуса, поощрение, награда. Но с другой, лучше бы дали деньги. Однако, в компаниях, где зарплата больше 100 тысяч рублей, статус, поощрения и похвала от руководства ценятся гораздо больше, чем премия.
Это основные принципы геймификации. Им нужно следовать в таком порядке:
Мотивируем на взаимодействие -> предлагаем интересный контент -> даем возможность получить статус, почет и уважение через понятные механики -> вознаграждаем за достижение целей.
Методы геймификации
Процесс геймификации зависит от целей и задач, которые ставятся перед ее внедрением. Но есть определенные методы, которые характерны практически всем играм:
- Создание игровых правил. Первый шаг для того, чтобы внедрение геймификации удалось — написать простые и понятные правила. Например, чтобы начать играть нужно сделать вот это…, чтобы добиться награды, нужно собрать вот этого определенное количество.
- Создание шкалы рейтинга. Рейтинг — важная штука. Это основная мотивация в играх. Каждый человек самолюбив, и ему важно достичь максимума в чем-то. Рейтинг позволяет отследить собственный прогресс в сравнении с другими, и если это нужно человеку, посоревноваться за первые места.
- Создание наград. За соблюдение правил и достижение определенных целей всегда должны быть награды. Как уже говорилось ранее, они могут быть любыми, но, главное, чтобы они интересовали игроков.
Геймификация Вконтакте
Геймификация — последний тренд работы в социальных сетях. Это продолжение прошлого бума конкурса репостов. Когда в сообщества набирали подписчиков, разыгрывая какой-то ценный приз среди них. Конкурсы неэффективны, они не приводят целевую аудиторию, а просто набивают подписчиков. С новой системой умной ленты Вконтакте, если в вашем сообществе нет активности, никто и не увидит ваши записи.
Конкурсы репостов все еще живы и остаются одним из инструментов взаимодействия с аудиторией. Но как способ удержания подписчиков они не подходят. У вас среди знакомых точно есть человек, который репостит себе всякие конкурсы на стену и никогда не выигрывает. Спросите у него, через сколько он отписывается от тех пабликов? Через день-два? Или ждет хотя бы неделю, вдруг появится еще что-то интересное?
Я видел несколько интересных примеров геймификации, которые действительно помогали сообществу раскручивать поведенческие факторы — зарабатывать лайки, репосты, подписки, комментарии.
Первый пример: конкурс компании Texterra. Они разыгрывали фирменную одежду среди подписчиков. Но не банальным «лайки-репосты», а в форме игры. За каждый комментарий человек получал 2 балла. За каждый лайк 1 балл. Нельзя было писать бессмысленные комментарии из 1 слова, а посты раньше даты начала конкурса не учитывались. Тот, кто получил больше всего баллов, выигрывал конкурс. Активность в период конкурса и через неделю после выросла более чем в 2 раза.
Второй пример: один инфобизнесмен в нише заработка через интернет оформил свое сообщество в форме большой игры. Магазин работал Вконтакте, внутри определенного приложения. Бизнесмен ввел свою валюту с названием самого продаваемого курса. И под каждый запуск он делал бота, который устраивал лотерею в комментариях. Если напишешь кодовое слово, то получишь случайный бонус — от 10 монет (1/20 стоимости курса) до бесплатного тренинга. И периодически проводил интересные конкурсы, за которые выдавал монеты. Активность в группе была огромной.
Подобные мини-игры Вконтакте решают сразу две проблемы: выделяют сообщество на фоне остальных и разбавляют скучные дни для тех, кто устал от бесконечных конкурсов репостов. Даже в таких простых событиях люди чувствуют себя «в игре». Они выполняют простенькие задания, получают за это награду. Действия простые и понятные, правила четкие, результат положительный, если ты делаешь все по правилам.
Такой подход позволяет увеличить активность в группе сильнее, чем банальными конкурсами репостов. Сейчас через подобные игры продвигают большинство бизнес-сообществ. Набирается вовлеченная аудитория, которая приходила ради конкурса, а потом осталась, потому что интересно. И такие люди быстрее станут клиентами, чем обычные любители халявы, которые клюют на конкурсы репостов.
Геймификация — очередной мировой тренд, который внедрили давно, но активную популярность он набирает только сейчас. Игры становятся более востребованы в реальной жизни. Особенно в сферах, где без них становится скучно и неинтересно.