Что такое контент-план простыми словами: для чего он нужен, как его составить + шаблон и пример контент-плана
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про контент-план.
Многие авторы своих сайтов или групп в социальных сетях время от времени задаются вопросами «А о чем мне сегодня рассказать?», «На какую тему снять видео?». И это отнимает огромное количество времени и нервов. Ведь ты целый день ходишь, думаешь, а потом пытаешься в спешке что-то сделать. И качество падает. Чтобы этого избежать, маркетологи придумали контент-план. В этой статье я простым языком расскажу о том, что это такое, зачем он нужен и как разработать контент-план.
Содержание
- Что такое контент-план простыми словами
- Зачем нужен контент-план
- Какой контент пользуется спросом
- Как составить контент-план: пошаговая инструкция
- Особенности составления контент-плана для социальных сетей
- Контент-план для Вк
- Контент-план для Инстаграма
- 2 формулы для составления контент-планов под соцсети
- Программы для составления контент-плана
Что такое контент-план простыми словами
Контент — это информационное наполнение страницы.
В качестве контента могут выступать статьи, видео, картинки и так далее. Эта статья, которую вы сейчас читаете, тоже контент. Контент бывает уникальным (если он до этого нигде не встречался) и неуникальным (если именно этот материал уже встречался в интернете). Понимание термина «контент» очень важно для статьи. Теперь перейдем к главной теме.
Контент-план — это схема размещения контента на информационном ресурсе.
Информационные ресурсы могут быть разными. Это:
- Сайт.
- Блог.
- Группа в социальных сетях.
- Форум.
- Канал на Youtube.
Везде, где важна регулярность выкладывания каких-то материалов, нужен контент-план.
Пример контент-плана:
Зачем нужен контент-план
Контент-план позволяет систематизировать всю информацию, которую вы хотите рассказать пользователям. С помощью него на сайтах и в блогах проще работать с перелинковкой (составлением ссылок внутри статьи на другие материалы с того же сайта). Когда вы все видите, можете заранее продумать, в какой статье можно вставить ссылку на этот материал, в какой — на другой. Если все представлено визуально, работать становится удобнее.
С помощью контент-плана можно привести все к единому стилю и стандарту. У вас есть целый блок тем, которые нужно раскрывать постепенно. Если не составлять план публикации, можно что-то пропустить, о чем-то не рассказать, и будет нарушена хронология повествования. А это приведет к тому, что читатели могут потерять мысль, если смотрят материалы целым блоком.
Контент-план дает возможность вашим читателям узнавать, когда будут новые материалы. Например, вы каждый четверг в 20:00 публикуете обзор на какой-то новый гаджет. Значит, человек уже будет знать, что зайдя в это время на ваш сайт, он найдет там новый материал. Это удобно как для вас, так и для читателя. Плюс вы выглядите профессионалом.
А еще контент-план здорово экономит нервы и время. Вы не будете каждый день думать о том, что бы вам написать. Вы создаете список контента на неделю, делаете его заранее, а потом все оставшееся время можете посвятить своим делам. Именно поэтому у SMM-специалистов есть много времени на то, чтобы вести несколько проектов одновременно.
Рекомендуем прочитать: SMM-продвижение в социальных сетях — что это такое и как работает.
Без грамотного планирования и постоянной работы сложно вести любой информационный ресурс. Вы либо утонете в потоке информации, либо ваша аудитория просто перестанет вас читать, ведь материалы выходят в разное время. Чтобы этого не случилось, нужно составлять контент-план.
Какой контент пользуется спросом
Контент тоже можно разделить на популярный и непопулярный. Какой-то формат вызывает интерес у аудитории, какой-то — нет. Конечно, это зависит от площадки, формата, подачи, темы и т. д. Но давайте поговорим об общих тенденциях.
Больше всего люди ценят личный опыт и истории, пропущенные через себя. Даже если они не всегда достоверны. Когда человек рассказывает о том, что он пробовал, то он автоматически выставляет себя экспертом в данной области. Ему доверяют, к его материалам прислушиваются и ждут новый контент.
Если вы не обладаете достаточными знаниями в области, можно взять интервью у эксперта. Такой контент, по восприятию пользователей, практически не отличается от собственного опыта. Он также формирует доверие к источнику, вызывает интерес и обсуждения.
Скандальный и провокационный контент тоже до сих пор уместен. Но с ним стало гораздо сложнее. Поисковики и социальные сети стараются бороться с матом, явными провокациями и неудовлетворением интересов пользователей. Поэтому нужно подбирать материалы, которые вызывают бурные обсуждения между двумя сторонами в комментариях. И неважно, блог это или группа в соцсети.
Популярный контент — новости. Его достоинство в том, что он в короткие сроки может привлечь огромное количество трафика. Но когда новость устаревает, она перестает приносить трафик. Для соцсетей это хороший формат, но для сайтов, за исключением новостных, большие риски.
Рекомендуем прочитать: Как заработать на информационном новостном сайте.
Объяснения и гайды — некий антипод новостей. Это вечные темы, которые не теряют свою актуальность. Самый яркий пример объяснений и гайдов — компьютерные сайты и их разделы, посвященные ошибкам. Пользователи постоянно сталкиваются с этим, идут в поисковики, ищут решение проблем, а у вас будет трафик.
Советы и лайфхаки — тоже популярный формат. Читатели любят что-то полезное, что может облегчить им работу или повседневную жизнь. Сайты и группы с лайфхаками быстро набирают популярность за счет распространения материалов пользователями. Но есть и сложность. Придумать какой-то лайфхак, о котором еще не рассказывали, сложно.
Основная тенденция в создании контента звучит так: создавать максимально полезные материалы для вашей аудитории. Этой логики придерживаются поисковые системы, этой логики придерживаются социальные сети. Ваш контент должен быть интересен и полезен читателям, слушателям, зрителям. Это самое важное.
Как составить контент-план: пошаговая инструкция
Теперь перейдем к практической части. Я подготовил для вас инструкцию о том, как можно составить контент-план с нуля. Максимально подробно, но в общих чертах для любой ниши и формата. Инструкция звучит просто, но когда вы начнете составлять первый контент-план, у вас точно возникнут трудности, и это нормально.
Шаг 1. Определяем целевую аудиторию.
Сперва нам нужно определить, для кого мы пишем. Это самое важное. От этого зависит формат, подача, регулярность публикаций, допустимые вещи и прогнозируемый результат. Рекомендую подойти к этому вопросу с особой тщательностью.
Вы сами формируете у себя в голове портрет целевой аудитории. Кто это, сколько ему лет, чем занимается, какие у него интересы и т. д. Задавайте себе максимальное количество вопросов и старайтесь наиболее полно на них отвечать.
Затем идете к вашим прямым конкурентам и смотрите, кто их читает, когда и зачем. Корректируете. Затем — в поисковые запросы. И смотрите, что ищут по вашей теме и кто это делает. Нужно найти максимально полную информацию. И теперь соединяете это и получаете примерный портрет ЦА.
Шаг 2. Находим их основные интересы.
Когда вы определили вашу целевую аудиторию, из всех полученных знаний и ответов на вопросы, нужно составить список ее интересов. Это нужно для того, чтобы понять, о чем надо писать. После того как вы пройдетесь по интересам, можно приступать к примерным сопоставлениям. О чем из их интересов вы можете писать. И чем больше точек соприкосновения, тем лучше. Но не надо фанатеть.
Если вы работаете в соцсетях, то посмотреть интересы просто. Заходите на страницу к человеку, который активнее всего пишет в сообществе ваших конкурентов. Смотрите его группы, основную информацию, посты, которые он лайкает, собираете максимум. И так повторяете 10-20 раз.
Шаг 3. Анализируем конкурентов.
Конкуренты — один из главных источников идей для создания контента. И это нормальная практика. Вы смотрите на чужой сайт, анализируете, о чем там пишут, какой отклик это вызывает, и собираете идеи. Можно даже брать конкретную тему для создания контента, только важно раскрывать её лучше и полнее, чем это делают ваши конкуренты. Вместо «5 идей для бизнеса в гараже«, нужно будет писать «7 идей или 10 идей». Или, наоборот, раскрыть глубже. Не двумя словами о каждой идее, а с конкретными расчетами рентабельности, окупаемости, какими-то интервью с бизнесменами.
Но в анализе конкурентов есть еще и подводные камни. Вы не всегда знаете, почему они добились успеха и таких просмотров. Возможно, они запускали рекламу именно на эту статью или в целом накручивают трафик. А может, просто у них немного другая аудитория. Так что не нужно бездумно копировать. Просто берите идеи для вдохновения.
Шаг 4. Создаем первый контент-план.
После предварительного анализа у вас должно быть несколько тем и идей, которые вы соберете. Можно приступать к разработке контент-плана. Я рекомендую записывать по такому шаблону:
- Дата публикации.
- День недели.
- Время.
- Тема публикации.
- Ссылка на основные материалы по теме.
- Ссылка на дополнительные материалы, которые пригодятся для создания контента (чаще всего это картинки).
Если вы собрали много тем, то лучше сделать контент-план на месяц. Если это невозможно, то лучше всего составлять на неделю.
Шаг 5. Смотрим реакцию.
Как только вы получите первый фидбэк в виде просмотров и комментариев, нужно начинать анализировать. Какие темы аудитории идут лучше всего, какие, наоборот, не привлекают внимания. Исходя из личных наблюдений и статистики можно увидеть, на что нужно делать акцент, а что убирать.
Если у вашего ресурса низкая посещаемость, смотреть сразу на фидбэк будет сложно. Поэтому 1-2 месяца работайте по своему начальному контент-плану и потом уже приступайте к анализу.
Шаг 6. Корректируем и выходим на стабильное движение.
Когда вы увидите, какой контент пользуется спросом, а какой лучше было бы не публиковать, у вас первое время будет тестовая работа. Посмотреть, зашло ли аудитории, если да, то продолжить публиковать, если нет, то выкинуть тему. С опытом вы сможете самостоятельно определять, что интересно вашей аудитории, и добавлять новые рубрики, форматы или виды контента.
Особенности составления контент-плана для социальных сетей
Социальные сети становятся все более популярным инструментом для продвижения бизнеса и личного бренда. Без хорошей работы в SMM у вас не получится быстро набрать популярность и получить клиентов. А в некоторых нишах вы вообще не сможете ничего добиться. Поэтому нужно уделять большое внимание соцсетям.
У каждой из них есть свои особенности, мы попробуем разобраться с Вконтакте и Инстаграм.
Контент-план для Вк
В Вконтакте основной упор нужно делать именно на текстовый контент. Люди в этой соцсети расположены к тому, чтобы читать что-то интересное. Графическая составляющая также важна, но она выступает привлекающим элементом. То есть той вещью, за что зацепится глаз пользователя, а мозг после этого заставит читать пост.
Вконтакте в последнее время любит статьи и всячески их продвигает. Новый формат, который не всем понравился, и его нужно навязать пользователям. Пользуйтесь этим. Хотя бы раз в неделю делайте статьи, чтобы Вконтакте искусственно повышал охваты ваших постов.
Рекомендуем прочитать: Как писать статьи для сайта или блога уникально, качественно и правильно.
В Вк важно чередовать форматы написания статей: информационный, рекламный, развлекательный. Для каждой категории и ниши нужны свои пропорции. Но для бизнеса основной упор идет на информацию о компании, а для заработка на группе упор идет на развлекательный контент.
Не совершайте распространенную ошибку людей, которые не знают про СММ. Смешные картинки и посты вызывают сильный отклик у читателей. Их лайкают, репостят и иногда комментируют. Но если вы не развлекательный паблик, такая активность вам ничего не даст. Всего должно быть в меру.
Контент-план для Инстаграма
В инстаграме больше всего решают фотографии, а не текст. Основной упор нужно делать на красивые и атмосферные фотографии и только потом на их описания.
Важно понять основной принцип успеха в Инстаграм: нужно сделать так, чтобы ваш аккаунт был картинками из киноленты чьей-то жизни мечты. Касается как группы для бизнеса, так и личного аккаунта для продажи рекламы.
При составлении контент-плана для Инстаграм не нужно предоставлять много информации в описаниях. Это не значит, что нужно оставлять пару слов и хештеги. Просто основной акцент мы делаем на изображениях.
Для продвижения бизнеса нужно использовать качественные фото компании или результатов работы. И сделать так, чтобы на них постоянно мелькали довольные клиенты. В описаниях давать информацию о том, чем вы занимаетесь и каких успехов достигли. Для личного аккаунта — почти такая же схема. Только нужны фотографии вашей красивой жизни. И опять же в описаниях давать примерное представление о том, кто вы и как этого добились.
2 формулы для составления контент-планов под соцсети
Есть 2 общих формулы, которые могут помочь при составлении контент-плана.
Формула 4-1.
Она подходит для новичков и всех, кто еще не знает, как работать с контентом. На каждые 4 информационных и развлекательных поста вы пишете один продающий. Так вы даете реальную пользу вашим читателям и регулярно что-то продаете.
Формула 90-10.
Это более сложная формула, которая работает по-другому. В вашем сообществе должно быть 90% информационного контента и 10% рекламного. Когда вы будете публиковать продающий контент и через какие промежутки — это ваше личное дело. Подходит для опытных маркетологов, которые знают, что и как работает.
Программы для составления контент-плана
Самый простой способ составить контент-план — воспользоваться Гугл Таблицами. В большинстве случаев вам большего и не понадобится. Весь необходимый функционал есть, можно пересылать другим, редактировать в онлайне, сразу же заносить новые данные. Но если вы хотите поработать со специальными программами, то вот список:
- Trello.
- Asana.
- Basecamp.
Они больше подходят для командной работы над одним проектом и контроля за исполнением. Есть еще специальные сервисы для отложенного постинга. Очень хорошая штука, с ними не нужно постить самостоятельно в отведенное время. Все делает программа.
- Buffer.
- SMMplanner.
- SocialKit.
- Gramblr.
- SmmBox.
- Kuku.IO.
Чаще всего используют SMMplanner. У всех программ есть бесплатный и платный режим. Для новичков лучше первый, а профессионалам удобнее заплатить и пользоваться полным функционалом.
Контент-план важен всем, кто занимается составлением контента для информационных источников. С его помощью можно заранее разработать график публикации, определить стиль, формат текста и потом отследить, какие материалы пользуются популярностью, а какие нет. Контент-план избавит вас от постоянной головной боли на тему «Что мне написать сегодня».