Как проводить анализ рентабельности продаж и что это такое

7 июня 471 0 Автор: Kakzarabativat 471 0

Анализ рентабельности продаж

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про анализ рентабельности продаж.

Сегодня вы узнаете:

  • Что такое рентабельность продаж;
  • Как проводить анализ динамики рентабельности продаж;
  • Какие методы факторного анализа существуют;
  • Какие существуют модели анализа коэффициента рентабельности.

Что такое рентабельность продаж


Рентабельность – знакомое всем понятие. Каждый понимает, что это экономический показатель, отображающий эффективность бизнеса.

Прибыль и рентабельность организации – взаимосвязанные понятия, одно отображает другое. По факту так и есть. Но это определение не дает нам представлений о назначении инструмента, поэтому давайте более подробно познакомимся с понятием “рентабельность”.

Рентабельность – финансовый показатель деятельности организации или отдельных ее подразделений, отображающий степень эффективности распределение ресурсов в организации.

Таким образом, рентабельность отображает то количество прибыли, которое вы получите от единицы вложений. Например, в этом месяце вы выделили отделу маркетинга 50 000 рублей, а получили 60 000. Соответственно отдача от инвестиций будет составлять (60-50)/50=0,2 или 20%.

Рентабельность продаж продукции – параметр эффективности работы отдела продаж. Показывает какая прибыль заложена в единицу затрат, поэтому рентабельность продаж часто называют нормой прибыльности.

Зачем анализировать рентабельность продаж

Во-первых, рентабельность, как было сказано выше, позволяет оценить рациональность распределения ресурсов. То есть, вы увидите какие каналы распределения показывают наилучшие результаты, не требуется сокращения затрат на персонал или усиление воздействия инструментов стимулирования сбыта.

Во-вторых, рентабельность продаж отображает долю прибыли, которую приносит каждая единица продукции. Это позволяет произвести оценку каждой товарной позиции в продуктовом портфеле, ликвидировать нерентабельные товары и поддержать перспективные.

В-третьих, анализ рентабельности реализации продукции дает представление о тенденциях развития рынка, увидеть структуру продаж.

Однако, если при помощи коэффициента рентабельности вы решили определить эффективность инвестирования во что-либо, то достоверных данных вы не получите. Для этой цели необходима оценка более широкого спектра показателей эффективности.

В-четвертых, на основе показателя рентабельности можно оптимизировать ценовую политику предприятия. Но здесь необходимо быть осторожными, ведь цена непосредственно влияет на объем продаж. Оцените эластичность спроса.

Влияние факторов на рентабельность


Прежде чем мы перейдем к практической части, хотелось бы определить факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на наш коэффициент.

Положительные факторы

Рост выручки от продаж опережает рост издержек. 

Всем понятно, что превышение выручки над издержками – хороший признак. Но не все знают, какие события могут стать причиной этого явления.

Рассмотрим их:

  • Рост цены при условии отсутствия снижения объема продаж;
  • Рост объема реализации продукции;
  • Сокращение запасов на складе;
  • Расширение или сужение ассортимента (ликвидация нерентабельной продукции).

Уменьшение издержек происходит быстрее снижения выручки

В том случае, если вы сужаете производство, ликвидируете нерентабельные товары из продуктового портфеля, у вас будут падать как выручка, так и издержки. Если выручка снижается меньшими темпами, то рентабельность будет расти.

Причинами снижения выручки меньшими темпами, нежели падения затрат являются:

  • Повышение цен. Однако, проводить изменения ценовой политики нужно очень осторожно, предварительно оценив эластичность спроса;
  • Отсутствие снижения объема продаж при сокращении ассортимента. Это достижимо только при условии грамотной работы с продуктовым портфелем. Для этого необходимо оценить ценность товара для потребителя, который вы хотите изъять из продуктового портфеля. Для этого просчитайте, какое количество потребителей вы потеряете при сокращении ассортимента.
  • Сокращение ассортимента.

Выручка растет, а затраты сокращаются. 

Наиболее благоприятный вариант из всех.

Его можно достичь при помощи:

  • Роста цен (при этом не должно происходить сильного сокращения объема продаж);
  • Оптимизации продуктового портфеля компании. Это может быть как сокращение, так расширение ассортимента.

Отрицательные факторы

Издержки растут быстрее выручки.

Это значит, что вы работаете “в минус”, что недопустимо.

Причинами работы предприятия в убыток могут быть:

  • Инфляция повлекла за собой рост затрат, при этом цены проиндексированы не были;
  • Слишком сильное снижение цен;
  • Ликвидация продуктов из ассортимента, повлекшее уход сегмента потребителей;
  • Введение в ассортимент нерентабельного продукта;

Выручка падает быстрее затрат.

Негативное явление для организации, которое может возникнуть под влиянием следующих причин:

  • Снижение цен;
  • Ликвидация продукта, повлекшая снижение объема продаж;
  • Добавление провального продукта.

Здесь мы перечислили внутренние факторы, влияющие на рентабельность продаж. Вы можете их изменить, поэтому их необходимо знать. Однако, существуют и внешние факторы.

К ним можно отнести:

  • Экономическую ситуацию в стране (инфляция, падение курса рубля, безработица и другие);
  • Политико-правовое регулирование бизнеса (законы, поддержка государства);
  • Развитие технологий в вашей области;
  • Тенденции социального развития (мода на что-либо, культурные особенности и другое).

На эти факторы мы повлиять не можем, но можем минимизировать их отрицательное влияние и воспользоваться положительными моментами.

Факторный анализ рентабельности

Как известно, себестоимость товара составляют следующие элементы: постоянные и переменные издержки, прибыль.

Соответственно, снижение издержек повлечет за собой увеличение прибыли при неизменности цены. Увеличение объёма продаж также повлечет за собой рост показателя эффективности (цену мы не меняем).

Таким образом, издержки и количество реализованной продукции являются ключевыми факторами, влияющими на норму прибыльности. Факторный анализ позволяет нам увидеть степень влияния этих факторов.

Факторный анализ проводится после расчета нормы прибыли за настоящий и базовый (предыдущий) период. Поводом для проведения факторного анализа может быть как снижение, там и повышение показателя.

Рассмотрим методику оценки влияние каждого из следующих факторов:

  • Доход от продаж;
  • Себестоимость продукции;
  • Коммерческие расходы;
  • Административные издержки.

Влияние дохода на коэффициент рентабельности определяется следующей формулой:

Rв= ((Вот-СБ -КРБ-УРБ)/ Вот) — (ВБ-СБ-КРБ-УРБ)/ВБ, где:

Вот – выручка за текущий период;

СБ – себестоимость за текущий период;

КРБ – коммерческие расходы за текущий период;

УРБ – управленческие расходы за базисный период (предыдущий);

ВБ – выручка за базисный период (предыдущий);

КРБ – коммерческие расходы за базисный период.

Приведем пример. Он позволит вам рассчитать влияние других факторов, поэтому для них мы приведем только формулы расчета.

В таблице представлены результаты деятельности организации за два периода.

Май

Июнь

Доход

10 000 12 000

Себестоимость

5 000 5 500
Административные издержки 2 000

1 500

Коммерческие расходы 1 000

1 000

R=((12 000-5 500-1 000-2 000)/12 000)-((10 000- 5 500-1 000-2 000)/10 000)=0,29-0,15=0,14

Таким образом, благодаря росту прибыли в отчетном периоде рентабельность выросла на 14%, то есть, другими словами, на каждый рубль вложений в настоящем периоде мы получим на 14 копеек больше, чем получали в базовом.

Формула для расчета степени влияния себестоимости на уровень нормы прибыли:

Rс= ((Вот-СБот -КРБ-УРБ)/ Вот) — (Вот-СБ-КРБ-УРБ)/Вот, где:

СБот – себестоимость товара за отчетный период.

Формула для оценки значимости управленческих расходов:

Rур= ((Вот-СБ -КРБ-УРот)/ Вот) — (Вот-СБ-КРБ-УРБ)/Вот, где:

УРот – управленческие расходы за предыдущий период;

Формула для расчета степени влияния коммерческих издержек:

Rк= ((Вот-СБ -КРо-УРБ)/ Вот) — (Вот-СБ-КРБ-УРБ)/Вот, где:

КРо – коммерческие расходы за предыдущий период.

И, наконец, формула для совокупного влияния факторов:

Rоб=Rв+Rс+Rур+Rк.

Если влияние отрицательное, то операция сложения меняется на операцию вычитания.

Ценность для дальнейшей работы имеет расчет каждого фактора индивидуально. Это позволяет выявить “слабые места” и предпринять меры по их устранению. Общий факторный анализ необходим для определения совокупного влияние и практически не имеет практической ценности.

Коэффициент рентабельности

Перейдем непосредственно к расчету показателя рентабельности продаж.

Наиболее часто применяются три метода определения рентабельности продаж. Отличаются они числителями, в качестве знаменателя в выражении всегда выступает выручка или объем продаж в денежном выражении.

Кроме того, рентабельность может быть рассчитана как для всей организации, так и для отдельных структурных подразделений. Что касается рентабельности продаж, то ее целесообразно рассчитывать для каждого канала распределения или для каждой торговой точки.

При этом стоит учитывать тот факт, что рентабельность показывает лишь эффективность использования ресурсов и не отображает эффективность работы всей компании.

Первый метод расчета рентабельности позволяет определить, какой процент выручки составляет прибыль: Р=(Прибыль/Выручка)*100%.

Также норма прибыли определяется по валовой прибыли организации.

Валовая прибыль, в свою очередь, представляет собой выручку за вычетом себестоимости продаж. Формула: Р=(Валовая прибыль/Выручка)*100%.

Третья формула позволит вам рассчитать операционную рентабельность продаж. Данный показатель позволит вам определить, какая норма прибыли содержится в каждом рубле выручки до налогообложения.

Операционная рентабельность продаж = (Прибыль до налогообложения/Выручка)* 100%.

Последние два метода предназначены для определения эффективности работы отдела продаж без учета себестоимости или налоговых вычетов.

Важно понимать, что падение рентабельности реализации означает снижение конкурентоспособности товара и спроса на него. Получив такие результаты, предпринимателю необходимо срочно провести факторный анализ с целью выявления “слабых мест” в деятельности компании.

Только после этого можно перейти к разработке мер по повышению рентабельности продаж. К ним можно отнести: оптимизацию ассортимента, стимулирование сбыта, изменение ценовой политики, улучшение качества продукции и другое.

Понравилась статья? Отблагодарите автора, поделитесь с друзьями!



Не нашли ответа на свой вопрос?
Воспользуйтесь поиском:
ИЛИ ЗАДАЙТЕ СВОЙ ВОПРОС
Добавить комментарий