Что такое персонализация поиска: применение, плюсы и минусы, способы отключения
Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про персонализацию поисковой выдачи.
Поисковики развиваются и совершенствуются. Внедряются новые фишки, которые задуманы как улучшение для пользователей и возможность больше зарабатывать для компании-разработчика. Одна из таких — персонализированная выдача. В этой статье разберемся, что такое персонализация поиска, зачем она нужна, какие плюсы и минусы к персонализации поиска, как её отключить и как вебмастеру работать с персонализацией.
Содержание
- Что такое персонализация поисковой выдачи
- Как возникла персонализированная выдача
- Персональный поиск в Яндексе
- Персональный поиск в Гугле
- Плюсы и минусы персонализации в поисковиках
- Как отключить персонализацию
- Зачем это нужно СЕО-специалисту
- Как ориентироваться на поисковые подсказки
- Как узнать рейтинг сайта
Что такое персонализация поисковой выдачи
Последние 9 лет Гугл и последние 7 лет Яндекс подстраиваются под пользователя — под его местоположение, устройство, блок интересов и конкретные сайты, на которые он заходит чаще всего. На основе этих факторов формируется поисковая выдача, которая будет уникальна для каждого человека.
Персонализация поиска — страница выдачи с учетом следующих данных: географии, устройства, демографии, блока интересов и самых частых сайтов.
Алгоритмы у поисковиков разные, но суть одна: чтобы пользователю было удобнее искать информацию, ему выдают страницы с учетом всех имеющихся у поисковика данных. В некоторых областях это практически не нужно (при поиске общей информации или аналитики), но в других — удобная вещь (ближайшие кафе, рестораны, кинотеатры и т. д.).
Сейчас практически все поисковики — Yandex, Google, Yahoo, Mail и даже китайский Baidu — используют персонализированную выдачу. Больше всех в этом преуспел Google. У него практически 100% всей выдачи персонализировано. В других поисковиках эта цифра может достигать 70-80%.
Как возникла персонализированная выдача
Идея персонализированной выдачи впервые появилась у разработчиков Google. В 2010 году они начали активно тестировать свою систему. Сначала по региональным запросам вроде «ближайшее метро» или «ближайшее кафе». Система показала себя неплохо, но нужно было приучить пользователя к тому, что можно задавать такие запросы, и поисковик поймет. На это потребовалось несколько лет.
В 2012 году в дело вступил и отечественный Яндекс. Можно вспомнить популярные рекламы, где пользователи вбивали запрос «Кафе рядом» и подобные. Так формировалась не только первая персонализированная выдача, но и доносилась мысль, что сейчас так действительно можно делать.
Система персонализации приносила не только новых пользователей, но еще и дополнительные рекламные деньги в блоках «рядом». Дальше все пошло в более интересную сторону. Вместо того, чтобы ограничиваться географией, систему начали учить читать дополнительные параметры. Это был блок интересов и личной информации о пользователе. Тогда же появились первые запросы «куда сходить» и «что сделать».
Сейчас система развивается именно в эту сторону — чтобы каждый согласно своим интересам мог получить такую выдачу, которая ответила бы на все вопросы. И это касается не только региональных, но и личных предпочтений. Это постепенный переход от «я нахожусь в этом городе, и мне нужны именно эти заведения» до «мне интересно это и это, подскажи».
Персональный поиск в Яндексе
Персональный поиск Яндекса ориентируется на три фактора:
- Регион. В региональной выдаче все может сильно меняться в зависимости от места. Уже давно распознается «… рядом» и учитывается ближайший запрошенный объект. Это может быть все, начиная от кафе и заканчивая конкретным товаром. Меняется не только в рамках города, но и в пределах района и даже дома.
- История поиска. Яндекс учитывает индивидуальную историю поиска. На основе посещенных сайтов формируется что-то вроде «списка интересов». Показатели анализируются, и система также учитывает их при создании персонализированной выдачи. Это касается и спорных запросов вроде условного слова «персонализация» — кому-то она покажет в подсказках поисковую выдачу, а кому-то маркетинговый термин.
- Избранные сайты. Страницы и сайты, на которые регулярно заходит пользователь, тоже учитываются в поисковой выдаче. И если на них есть определенный материал, такие страницы будут выше в выдаче, чем другие, на которые он не заходит.
- Активности в соцсетях. Интересы в соцсетях — важный признак, по которому формируется поисковая выдача. Не только общая информация профиля, но еще и группы, посещенные страницы и информация со стены.
- Голосовые команды помощнику. Алиса создавалась и рекламировалась не просто так. И не просто так сейчас в каждом Yandex-браузере. Каждая команда Алисе также будет учитываться в поиске. И если вы вдруг во время разговора случайно включили Алису и задали вопрос, а потом зашли в Яндекс с похожим запросом, то в странице поиска он будет учитываться.
После внедрения алгоритма «Королев» Яндекс сильно продвинулся в персонализации поисковой выдачи. Учитывается уже больше параметров, а система более точна. Со временем поисковик сможет точно учитывать интересы пользователя даже в общих запросах и делать персональную выдачу под них. Пока лучше всего себя показывают именно географические запросы.
Персональный поиск в Гугле
Google начал работать над персонализированной выдачей в 2008 году. Тогда была возможность голосовать за сайты и удалять некоторые из поисковой выдачи. Была проделана колоссальная работа, и видны различия между поиском от Яндекса. В целом, Гугл учитывает около 200 факторов. Самые важные из них:
- География. Без неё никуда. В зависимости от регионов меняются конкретные запросы. Тоже с точностью до района и дома. Самый интересный пример: по запросу «футбол» в Британии увидят английскую лигу и новости мирового футбола, а вот в Америке будет именно американский футбол. То есть Гугл учитывает гео не только в специфических запросах в рамках города, но и в целом.
- История поиска. Как и в случае с Яндексом, определяется список интересов и частые сайты. Чем чаще пользователь заходил на определенную страницу, тем выше она будет в поисковой выдаче. Но тут опять же, Гугл чуть дальше от Яндекса и уже точнее формирует список интересов и картину в целом. Поисковая выдача интересов работает лучше.
- Мобильные факторы. Адаптивная версия, верстка и набор более мелких параметров тоже учитываются. У Гугла мобильный поиск стал практически другой вселенной.
- Социальные активности. У всех, кто регистрировал аккаунт в Google+ есть личные данные. И машина тоже их учитывает при создании поисковой выдачи. Всё — от пола до списка интересов.
- Другие продукты Google. Если у вас один аккаунт, поисковик будет учитывать все активности, которые вы проявляете. Причем с разных устройств. Практически вся информация будет отслеживаться и помогать делать поисковую выдачу.
Как бы странно это ни звучало, но Гугл со своими приложениям практически контролирует каждый шаг пользователя на компьютере и телефоне. И благодаря этому может учитывать большое количество параметров, которые и делают его поиск таким уникальным. У двух людей с разными интересами сложно увидеть хотя бы половину сайтов на первой странице выдачи по одному и тому же запросу. Особенно если он региональный.
Плюсы и минусы персонализации в поисковиках
У персонального поиска есть преимущества и недостатки.
Плюсы персонализации поиска:
- Пользователи тратят меньше времени на поиск нужной информации. Согласно статистике, после внедрения персонализированного поиска люди стали тратить на 15% меньше времени на поиск информации. Особенно когда дело касается «описательных запросов» (вроде поиска фильма по актерам или конкретным эпизодам).
- Региональная выдача стала гораздо удобнее. Запросы «рядом», «в городе», «куда сходить» и подобные стали действительно удобными. Теперь, чтобы посмотреть какую-нибудь киноафишу, не нужно вбивать ни город, ни кинотеатр. Он уже будет на первой строчке поиска или даже в рекламе.
- Больше возможностей для рекламы. Это касается узких ниш и региональной рекламы. Гораздо проще и эффективнее задать в параметрах «гео + интересы» для более точного попадания в целевую аудиторию, чем ждать, пока соизволит кликнуть нужный человек.
Минусы:
- Сложность при регулярном поиске информации из разных ниш. Поисковик выдает преимущественно те сайты, которые уже посещались. Если не будет информации по конкретному вопросу, на первой-второй странице может оказаться похожий запрос. Это только усложняет поиск в некоторых моментах.
- Отслеживание конкретных позиций сайта. Настоящая головная боль вебмастеров. Если вы регулярно заходите на сайт, он по любому запросу будет на первом месте. Но у других пользователей нет. Раньше можно было отследить нахождение сайта по конкретному запросу в топе, а сейчас придется отключать персональный поиск или заходить в инкогнито.
Все минусы упираются исключительно в то, насколько человек грамотно подходит к поиску. Для профессионалов, которые постоянно ищут информацию в интернете, такая выдача иногда даже может мешать. Просто потому, что даже на одном сайте будет информация разного качества. А если добавить, что учитывается список интересов, то каким-нибудь журналистам, вебмастерам и копирайтерам будет сложно от постоянного изменения поисковой выдачи.
В целом, персонализация поиска — удобная штука, без которой сейчас было бы сложно. Особенно людям в крупных городах, где ориентироваться и даже просто комфортно жить без телефона уже практически нельзя. Надо что-то посмотреть, загуглить или оплатить через интернет, и все это постоянно в дороге и при дефиците времени.
Как отключить персонализацию
Отключение персонализации полностью сейчас практически нереально. Можно только убрать анализ поисковой выдачи. В Яндексе это можно сделать так:
- Идем по ссылке — https://yandex.ru/search/customize.
- Убираем галочку с «персональный поиск».
В Google практически то же самое. Нужно зайти в настройки (шестеренка рядом с поисковиком) и после этого ткнуть в «не показывать персональные результаты».
После отключения, чтобы сбросить все настройки персонализации, рекомендуется очистить историю поиска.
Зачем это нужно СЕО-специалисту
Для СЕО-специалиста персонализированный поиск — непозволительная роскошь. Особенно в рабочее время. Поисковые подсказки и страница выдачи будут подстраиваться под ежедневные запросы. А куда чаще всего будет заходить человек? На свой сайт, конечно же. И если не отключить выдачу, то будет казаться, что практически по всем запросам собственный сайт на первом месте. А поисковые подсказки будут выдавать то, что хочется, а не то, что реально происходит.
И если вовремя не отключить эту функцию, можно упустить важный момент, когда позиции по запросу упадут. Плюс поисковые подсказки будут заметно искажены, а этого допускать нельзя. Конечно, всегда можно воспользоваться специальными сервисами, но проще изначально отключить эту функцию, а для личных запросов пользоваться телефоном.
Как ориентироваться на поисковые подсказки
Поисковые подсказки — крутая штука, особенно для продвижения собственного сайта. Чтобы попасть в подсказки, нужно две вещи:
- Чтобы пользователи много раз в течение дня вводили нужный запрос.
- Чтобы упоминания запроса встречались в контенте сайтов.
Ориентироваться на поисковые подсказки нужно либо маркетологам либо сео-специалистам. Сейчас одно без другого существует только в сфере инфо-сайтов. Чтобы привлечь максимальное количество людей на страницу, нужно ориентироваться именно на самые популярные поисковые подсказки. И прорабатывать их через Wordstat, собирая и аккумулируя в конкретном материале на странице сайта.
Как узнать рейтинг сайта
Чтобы узнать позиции сайта по конкретному запросу, достаточно отключить персонализацию или зайти через режим инкогнито, вбить запрос и после этого посмотреть. Но если сайт новый или запрос непопулярный, придется потратить много времени. Проще искать позиции сайта с помощью специальных сервисов: be1, seogadget, siteposition. Работают сервисы следующим образом:
- Собрать поисковые запросы, по которым нужны позиции.
- Вбить все запросы по порядку.
- Ввести название сайта.
После этого можно получить статистику по всем вбитым поисковым запросам. Лучше всего это делать через 2-3 недели после публикации материала на странице. Поисковая выдача уже устаканится, и сайт будет занимать свои позиции. И периодически нужно проверять позиции по запросам для того, чтобы вовремя убрать страницы, которые просаживаются по позициям.
Персонализация поиска — удобная вещь, которая ориентируется на конкретных пользователей. Но пока она еще далека от совершенства, и для некоторых людей гораздо удобнее без неё. А для вебмастера и сео-специалиста вообще персонализированный поиск может сыграть злую шутку. Но в остальном — за персональным поиском будущее.