Что такое факторинг простыми словами — схема и виды, ТОП-10 банков и советы по выбору + договор
Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое факторинг. Поставщики товаров (а иногда и услуг) часто сталкиваются с выбором — работать по предоплате или предоставлять отсрочку платежа? В первой ситуации можно лишиться части клиентов, во втором случае — средств для финансирования текущей деятельности. Сохранить золотую середину поможет факторинг. О нем мы и поговорим в данной статье!
Содержание
Понятие факторинга
Что такое факторинг?
Факторинг — это финансирование под уступку денежного требования.
Простыми словами факторинг можно объяснить как форму товарного кредита, когда права на задолженность дебитора передаются третьей стороне (в данном случае – фактору). Таким образом, поставщик товаров или услуг получает оплату от фактора быстрее, чем оговорено в контракте на поставку с покупателем.
Термин пришел к нам из английского языка, где «факторинг» (factoring) в данной ситуации переводится как «посредничество».
Выступать в роли фактора может как специализированная факторинговая компания, так и факторинговый отдел банка (что наиболее распространено в России).
Суть факторинга отражена в его функциях:
- Финансирование поставщика, срочное увеличение его оборотного капитала;
- Управленческая функция, иными словами – инкассация задолженности;
- Также при необходимости — страхование рисков неплатежа.
- Скачать Договор факторинга в Целях обеспечения исполнения обязательств
- Скачать Договор факторинга при финансировании Существующего требования
- Скачать Договор факторинга при финансировании Будущего требования
Схема факторинга
Факторинг всегда подразумевает участие трех сторон:
- Фактор (факторинговая компания или отдел банка);
- Поставщик товара (клиент, кредитор);
- Покупатель (дебитор);
Наиболее распространенную схему факторинга можно обрисовать несколькими шагами:
- Поставщик отгружает товар, договорившись с покупателем об отсрочке платежа (от недели до четырех месяцев);
- Поставщик заключает договор с факторинговой компанией, передает ей накладные;
- Фактор финансирует предоставленные накладные, поставщик получает свою оплату. Обычно фактор оплачивает сразу примерно 90% от общей стоимости, оставшиеся 10% выплачиваются после получения и проверки товара покупателем. Само собой, факторинговая компания берет за услуги определенную договором комиссию;
- Покупатель оплачивает товар фактору.
Этапы факторинга
- Предварительная работа. До заключения договора проводится оценка и анализ потенциального клиента, его финансовых возможностей. Поставщик должен предоставить информацию о покупателях, об условиях доставки, оплаты и обязательно о случаях нарушения договора, если таковые имели место в прошлом;
- Документальное оформление. Обязательно в договоре на предоставление факторинговых услуг прописывают:
- Предмет договора;
- Права и обязанности участников;
- Процедуру осуществления финансирования;
- Лимит кредитования;
- Процедуру и условия передачи фактору прав на задолженность;
- Цена услуг фактора, порядок расчета;
- При необходимости страхование от нарушения обязательств дебитором;
- Срок действия договора, а также прочие условия.
- Контроль факторинговой сделки:
- Исполняют ли все участники свои обязательства (при нарушениях формируется претензия);
- Соответствуют ли задействованные активы документально оформленным требованиям факторинговой компании;
- Не следует ли изменить оценку клиента (поставщика) или дебитора (покупателя).
Когда необходим факторинг
Необходимость факторинга тесно связана с ростом мировой торговли, когда все чаще стали появляться большие промежутки времени после отгрузки товара и до его оплаты.
Потребность в факторинге может возникнуть в и форс-мажорных ситуациях.
Основные случаи, когда предприниматели прибегают к нему, можно обозначить следующим образом:
- Если нужно срочно увеличить оборотный капитал, и через факторинг это оказывается дешевле, чем посредством краткосрочного кредита. Чаще эта причина актуальна для малых предприятий, для которых в современной России крайне мало доступных и выгодных займов;
- Когда для привлечения покупателя необходимо предоставить ему удобные условия оплаты;
- Для работы с новыми покупателями, нестабильными в оплате;
- При поставках от некрупных предприятий к корпорациям-гигантам, так как последние зачастую работают по негибким схемам с неизменными условиями оплаты.
Услуги факторинга не предоставляются:
- Компаниям с большим количеством покупателей с текущими задолженностями;
- Производителям специализированных товаров;
- Фирмам, выставляющим счета не сразу, а после выполнения определенных работ;
- Компаниям, работающим с субподрядчиками;
- Поставщикам, работающим на условиях послепродажного обслуживания.
Также, следует отметить, что невозможен факторинг в отношении:
- Расчетов между филиалами предприятия;
- Долговых обязательств физических лиц;
- Бюджетных организаций.
Факторинг или кредит
Факторинг | Кредит |
Короткие сроки, от нескольких дней до года (не более) | Возможен только долгосрочный |
Нет залога | Обычно выдается под залог |
Сумма зависит от объема продаж поставщика | Сумма кредита обусловлена заранее |
Финансирует текущую деятельность компании | Чаще выдаются на расширение бизнеса и прочие изменения |
Из суммы вычитается комиссия. Встречается схема, когда сумма долга выплачивается частями (например, часть — до расчета с дебитором, часть — после) | Выдается сразу полная сумма |
Меньший документооборот (договор, счет, накладная), договор может быть бессрочным, заключив его однажды, клиент будет получать финансирование после предъявления накладных и счета-фактура | Требуется большой пакет документов, погашение одного кредита не дает гарантии на получение следующего. На каждый кредит — новый договор |
Долг возвращается третьей стороной | Долг выплачивает тот же, кто брал кредит |
Виды факторинга
Можно выделить несколько классификаций факторинга. Основные из них:
- По информированию:
- открытый (покупатель знает о договоре между поставщиком и фактором, оплату производит в адрес последнего);
- закрытый (покупателю не известно о присутствии в сделке факторинговой компании, оплачивает товар он поставщику, а последний уже рассчитывается с фактором).
- По распределению рисков:
- факторинг с регрессом (применяется реже, подразумевает, что фактор возвращает поставщику неоплаченные счета и требует возврат кредита, если должник нарушил контракт);
- без права регресса (факторинговая компания принимает на себя все риски и покрывает все, даже судебные издержки клиента, вызванные взысканием долга).
- По моменту возникновения долга:
- реальный (договор факторинга заключается после наступления долговых обязательств);
- консенсуальный (долговое обязательство переуступается заранее).
- По резидентности участников:
- внутренний (все участники находятся в одной стране);
- внешний (он же международный факторинг).
- По количеству факторов:
- прямой (в сделке участвует один фактор);
- взаимный (два фактора).
- По спектру предоставляемых услуг:
- широкий (конвенционный) — помимо финансирования и инкассации долга, факторинговая компания предоставляет бухгалтерское, страховое и прочее обслуживание клиентов;
- узкий (ограниченный) — перечень услуг ограничен основными функциями.
- По виду документооборота:
- электронный (EDI-факторинг) — с применением электронного документооборота;
- традиционный.
Преимущества и недостатки факторинга
Преимущества факторинга:
- Не требуется залог;
- Мягкие требования к платежеспособности поставщика;
- Ускорение и гарантия бесперебойного оборота денежных средств. Целевое использование денежных средств происходит в полном объеме (при использовании кредитов на счете у компании должен всегда быть постоянный остаток);
- Фирма, занимающаяся факторингом, по факту организует инкассацию долга клиента;
- Заключение договора факторинга можно расценивать как страховку от неуплаты или страховку валютных рисков при международных сделках;
- Экономия на налоге на прибыль, который уплачивается с момента отгрузки товара. Без факторинга возможна такая ситуация, когда налоговые обязательства за товар наступят раньше, чем поставщик получит средства от покупателя;
- Финансирование посредством факторинга не считается кредитом, а значит не влияет на баланс фирмы;
- Привлечение покупателей гибким графиком оплаты товара или услуг.
Недостатки факторинга по сравнению с кредитованием:
- Высокая стоимость – комиссия факторинга в России может составлять до 10% от задолженности покупателя или до 30% годовых;
- При быстром и отлаженном ритме оплат факторинг бессмысленен;
- Необходимо предоставлять подробную информацию о покупателях;
- На практике в настоящее время факторинг применим исключительно к поставкам, оплачиваемым по безналу.
Как выбрать факторинговую компанию
Выбирая компанию, осуществляющую финансирование по схеме факторинга, следует учитывать:
- Для решения каких задач вам необходимы факторинговые услуги. В том случае, если нужен фактор для долгосрочной работы с проблемными поставками — не скупитесь на крупного и проверенного фактора с широким перечнем услуг. Для разовых ситуаций подойдут более скромные варианты;
- Всегда проверяйте отзывы. В эпоху интернета это не составит большого труда. Отбирайте объективные оценки прошлых клиентов и на их основе осуществляйте выбор подходящего вам фактора;
- Сравнивайте стоимость услуг. Какую комиссию фактор берет за свои услуги? Предусмотрена ли комиссия за просрочку оплаты покупателем?
- Возможность использовать интернет для обмена документами и электронную подпись значительно ускоряют процесс.
ТОП-10 банков, предоставляющих факторинг
Есть множество банков, предоставляющие услуги факторинга. Вот только основные из них:
- Сбербанк
- Альфа-Банк
- ВТБ 24
- Газпромбанк
- Кредит Европа Банк
- МСП Банк
- Банк Национальная Факторинговая Компания (НФК)
- Банк «Возрождение»
- Промсвязьбанк
- ОТП Банк
Какой банк выбрать, решать вам! Если у вас есть опыт работы с каким-нибудь банком, то ждем ваши отзывы в комментариях!
Экономия на налоге на прибль. Такой экономии нет! Налог на прибыль никаким образом не связан с реальными деньгами: имеет значение отгрузка, т.е. выручка, а не поступление денежных средств на р/с.