Закупочная логистика — что это такое, какие задачи и функции выполняет, цель и сущность закупочной логистики
Здравствуйте! Закупки — важное звено любой производственной или торговой сети. Предприятия закупают материалы, инструменты, готовые товары. Каждое звено цепочки покупает товары у поставщиков, увеличивает их ценность, а затем продает дальнейшим потребителям. Организацией всех процессов по получению материальных ресурсов от поставщиков занимается закупочная логистика. Можно сказать, что она снабжает материальным потоком всю систему логистики. Узнайте все о закупочной логистике в данной статье!
Содержание
Сущность, цели и функции закупочной логистики
Закупочная логистика — это деятельность, отвечающая за управление потоком товаров (или сырья) для снабжения предприятия ресурсами в максимально короткие сроки с наибольшей коммерческой выгодой.
Она отвечает на вопросы:
- Что закупить?
- Сколько закупить?
- У кого закупить?
- На каких условиях закупить?
Любому человеку, думающему как заработать деньги, и решившему открыть свой бизнес в сфере торговли, необходимо заняться организацией закупочной логистики!
Рассматривать закупочную логистику можно с точки зрения расположения ее на трех разных уровнях:
- Макрологистический — связь между предприятиями, полная цепочка «поставщик — потребитель».
- Микрологистический — как подразделение предприятия, выполняющее его цели и задачи.
- Самостоятельная система — закупочная логистика выступает как связь собственных элементов, которые мы более подробно рассмотрим ниже.
Основная цель закупочной логистики — создание надежной системы поставки материальных ценностей в организацию для удовлетворения спроса с максимальной эффективностью (лучшее качество по минимальным ценам).
Можно выделить и более частные цели, за которые отвечает закупочная логистика:
- Организация беспрерывного потока товаров (сырья) в организацию;
- Понимание запросов подразделений, использующих закупаемые материалы;
- Поиск поставщиков и налаживание отношений с ними;
- Закупка продукции;
- Обеспечение приемлемой цены и оптимальных условий поставок;
- Поддержание необходимых запасов;
- Отслеживание текущих условий на рынке (ожидаемого роста цен, уровня конкуренции в бизнесе, появления нового продукта или сезонного изменения спроса).
Иногда закупочную логистику называют также логистикой снабжения, а на предприятии отдел закупок заменяет служба снабжения. Понятие «снабжение» подразумевает более широкий спектр выполняемых функций, оно отвечает за закупки, экспедирование, складирование и управление запасами.
Снабжение не обязательно занимается закупкой материальных ценностей, например, оно так же может брать их в аренду. Однако, несмотря на эти различия, чаще эти понятия выступают как синонимы.
Основные задачи закупочной логистики
Задачи логистики снабжения неразрывно связаны с задачами других отделов предприятия, которые по сути являются ее «клиентами». Прежде чем приступать к разработке плана снабжения, необходимо выработать стратегию сбыта, затем производства, и только потом можно говорить о закупках. Также существует транспортная логистика и складская логистика.
Например, сначала бизнесмен решает, что он будет расширять свое производство новым товаром. Изучив рынок сбыта, он приходит к выводу, какой объем производства окажется рентабельным, и каким требованиям должен отвечать новый продукт. План отдается на производство, которое диктует отделу снабжения, какие материалы и в каком количестве следует закупить.
Далее запускается процесс закупочной логистики, который включает в себя следующие этапы:
- Выявление потребностей, планирование закупок. Выявление внутрифирменных потребителей, расчет потребности. Для составления наиболее точного плана следует учесть:
- Режим деятельности компании (темп производства или торговли);
- Необходимый объем запасов;
- Текущие запасы по каждой единице;
- Данные обо всех закупаемых и производимых на предприятии изделиях;
- Прогноз возникновения потребности;
- Данные о текущих запасах и ближайших заказах.
- Составление перечня требований к закупкам (вес и размер продукта, упаковка, частота завоза);
- Выбор наиболее выгодного решения: закупить или изготовить самостоятельно;
- Определить, выгоднее закупать у посредника или у производителя. У посредника может быть выгоднее закупать в следующих случаях:
- Когда требуется более широкий ассортимент, но небольшими партиями;
- Когда цена у посредника, закупающего товар крупным оптом, оказывается ниже цены мелкооптовой закупки у производителя;
- Когда посредник находится значительно территориально ближе, чем производитель (сокращение транспортных расходов).
- Выбор поставщика. Данную задачу можно разделить на несколько этапов:
- Выбор потенциальных поставщиков (через рекламные объявления, тендер или на специальных выставках);
- Анализ отобранных поставщиков (критериев может быть несколько десятков, учитывается опыт поставщика, широта ассортимента, ценовая политика, сроки выполнения заказов, удаленность от потребителя, отзывы прошлых клиентов).
- Согласование стоимости товара, проведение переговоров с поставщиком;
- Заключение договора. Рационализация связей по договорным отношениям с поставщиками — тоже задача, решаемая закупочной логистикой;
- Определение необходимых складских помещений;
- Оформление заказа;
- Оплата;
- Организация доставки и экспедирования;
- Составление графика поставок;
- Контроль поставок. Сюда относится вычисление процента брака, соблюдение сроков поставки, контроль запасов;
- Расчет бюджета закупок. Необходимо точно учесть абсолютно все расходы, так как это повлияет на дальнейшую цену продукта. Это могут быть расходы на:
- Выполнение заказа;
- Транспортировку и хранение;
- Контроль выполнения условий договора;
- Поиск сведений о поставщиках;
- Издержки в результате дефицита ресурсов.
- Согласование плана снабжения с другими подразделениями своего предприятия (со складом, производством, отделом сбыта), поддержание партнерских отношений с поставщиками. На современном рынке партнерство лежит в основе любых продуктивных отношений. Взаимодействие с поставщиками строится на основе ряда принципов:
- Обращаться с поставщиками как с клиентами;
- Демонстрировать взаимосвязь ваших интересов, согласовывать экономическое и технологическое планирование;
- Оповещать поставщика о своих задачах и знать о его деятельности (например, когда и какое планируется производство нового товара);
- Оказывать посильную помощь поставщику (даже если иногда она не приносит прибыли);
- Соблюдать свои обязательства;
- Принимать во внимание интересы поставщика.
Эффективность закупочной логистики
Эффективность логистики снабжения на предприятии зависит от соблюдения следующих принципов работы:
- Выполнять четкие сроки закупок, соблюдая обозначенные временные рамки между возникновением потребности и получением необходимых ресурсов;
- Выполнять количественный объем закупок. Желая сэкономить, можно ошибиться и закупить слишком мало, что приведет к дефициту и связанным с ним издержкам (производство остановится без необходимых материалов, а спрос в торговле останется неудовлетворенным, будет упущена потенциальная прибыль). Слишком большие закупки вызовут проблемы с реализацией всего товара и расходы на его хранение;
- Приобретать товары исключительно требуемого качества;
- Закупать ресурсы по минимальным ценам, с доставкой в самые короткие сроки, с наименьшими расходами на транспорт и складирование.
Управление закупочной логистикой и снабжением
В современной России функционирование закупочной логистики еще не до конца налажено, так как многие фирмы продолжают работать, ориентируясь на времена, когда все ресурсы в стране не закупались, а распределялись.
Организация логистики снабжения в нашей стране строится на основе одной из двух моделей:
- Традиционный вариант. Управление процессами закупочной логистики поделено между подразделениями предприятия. К примеру, перечень закупаемых ресурсов определяется отделом по производству, а поставщика выбирает генеральный директор фирмы. Главный недостаток этой модели в том, что в ней затруднено полноценное управление снабжением;
- Логистический подход. Все процедуры по снабжению находятся под управлением одного подразделения. Однако такой подход не исключает взаимодействие отдела логистики снабжения с остальными структурными единицами компании. Логистический подход позволяет более эффективно управлять процессом снабжения на всех его этапах.
В ходе своей деятельности управление системой закупок на любом предприятии стремится:
- Расширить ассортимента продукции;
- Снизить затраты ресурсов;
- Избавиться от нереализуемых запасов;
- Контролировать специальные заказы;
- Контролировать упущенные продажи;
- Увеличивать сектор стандартных закупок.
Методы закупочной логистики
Свою деятельность логистика снабжения предприятий регулирует согласно выбранному методу. Рассмотрим основные:
- Метод увеличения объемов закупок:
- Учитывается спрос на определенные виды товара;
- Спрос анализируется на протяжении года (чтобы обозначить сезонные колебания);
- Определяется оптимальное количество запасов на протяжении года;
- Решение о накоплении запасов принимается на основании числа заказов.
- Метод уменьшения объемов закупок.
- Ежемесячно проводится анализ сбыта непопулярных товаров;
- Выделяются виды продукции, чей объем запасов следует сократить;
- Определяются критерии, по которым принимается решение о сокращении некоторых видов запасов;
- Доля нереализуемого товара стремится к минимуму.
- Метод прямого расчета объемов закупки:
- Расчет проводится для установленного периода;
- Рассчитывается количество реализованной продукции;
- Высчитывается средняя величина необходимых запасов.
Прием «точно в срок»
Система «точно в срок» — это прием логистики закупок, в основе которого лежит принцип, гласящий, что спрос на каждом отрезке логистической цепи зависит от спроса, возникающего у конечного потребителя. Товар не накапливается, пока не появляется необходимость.
Если традиционно снабжение состоит из большого количества элементов:
- Поставщик;
- Контроль со стороны поставщика;
- Экспедиционный склад;
- Контроль на складе;
- Основное хранилище;
- Подготовка к потреблению;
- Потребление.
То при системе «точно в срок» элементов становится гораздо меньше:
- Поставщик;
- Контроль со стороны поставщика;
- Потребление.
Система «точно в срок» возможна только при наличии долгих доверительных отношений между заказчиком и поставщиком, который берет на себя еще и контроль качества продукции. Так же и с перевозками — предпочтение в системе «точно в срок» отдается самому надежному перевозчику, соблюдающему сроки, возможно с не самыми выгодными тарифами.
Преимущества системы «точно в срок»:
- Исключение некоторых операций из цепи поставок;
- Сокращение запасов и затрат на их содержание;
- Улучшение качества товара, уменьшение количества брака;
- Увеличение надежности поставок.
Проблемы закупочной логистики по системе «точно в срок»:
- Увеличение затрат поставщика;
- Рост коммерческого риска;
- Невыгодность частых мелких поставок;
- Неудобный для поставщика график поставок;
- Возможно несовпадение ожиданий поставщика и фактических нужд потребителя.
Внедряя систему «точно в срок», необходимо решить следующие задачи:
- Найти территориально близких поставщиков;
- Продлить договорные отношения с надежными поставщиками;
- Поддерживать поставщиков гарантией закупок;
- Вывести закупочные цены на оптимальный уровень;
- Поддерживать постоянную скорость закупок;
- Поощрять поставщиков за готовность отгружать товары необходимых (малых) объемов;
- Наладить тесную взаимосвязь между персоналом, отвечающим за качество продукции, со стороны продавца и со стороны покупателя;
- Составить и четко соблюдать расписание прибытия грузов;
- Использовать проверенных перевозчиков;
- Заключать долгосрочные договоры на экспедирование, транспортировку и складирование.