Что такое ретро-бонус в торговле: как оформить и рассчитать
Здравствуйте! В этой статье расскажем о ретро-бонусах.
Сегодня вы узнаете:
- Определение ретро-бонуса и их примеры.
- С какой целью их используют.
- Как ретро-бонусы оформить в бух. учете.
Содержание
- Что такое ретро-бонус
- Задачи
- На каких условиях предоставляется
- Когда начисляют бонусы
- Какие бывают ретро-бонусы
- Как оформить юридически
- Договор о ретро-бонусе
- Соглашение о ретро-бонусе
- Расчеты ретро-бонуса
- Товары как бонус
- Бонус как % от объема товара
- Как оформить в бухгалтерском и налоговом учете
- Ретро-бонус и уменьшение цены
- Варианты отражения в бухучете
- Заключение
Мотивация – важнейший фактор для успешного развития вашего бизнеса. Производители любой продукции могут стимулировать рост продаж за счет вознаграждения для своих дилеров и дистрибьюторов. В нашей стране это называется ретро-бонус. Сегодня поговорим о том, для чего используется этот инструмент и как его рассчитать.
Что такое ретро-бонус
Говоря простыми словами, ретро-бонус – это премия стимулирующего характера, которую поставщики товаров выплачивают своим дистрибьюторам, если выполнен определенный план по продажам. В торговле это выглядит так: бонусы выплачиваются за определенное количество реализованных или закупленных товаров.
Такая система мотивирует всех начиная от производителя и заканчивая потребителями товаров.
Задачи
Основная задача ретро-бонусов состоит в том, чтобы поощрить и мотивировать к взаимоотношениям постоянного характера: приобретению товаров, пользованию услугами и так далее.
На каких условиях предоставляется
- Условия договора соблюдаются на высоком качественном уровне. Если условия договора на протяжении всего срока его действия не нарушались ни одной стороной, продавец или дистрибьютор могут рассчитывать на награду.
- Работа ведется оперативно. Если быстро отгружается товар, торговая сеть вовремя получает необходимую продукцию, поставщик может поощрить дистрибьютора.
- Выполнение плана по продажам. Это может быть реализация товара на крупную сумму либо реализация большого объема товара. В любом случае, используя такой бонус, поставщик может увеличить продажи не самых ходовых товаров из ассортимента.
Когда начисляют бонусы
Начисление может быть произведено в несколько моментов:
- Пока товар находится на складском хранении. Обычно это распространяется на высокотехнологичные товары, которые могут быть быстро модернизированы;
- Когда покупатель получает товар от дилера. В этом случае дистрибьютор заинтересован в том, чтобы товар был отгружен полностью, своевременно выдан и доставлен.
- В момент, когда товар закупают у поставщика.
Какие бывают ретро-бонусы
Различают три типа бонусов:
- Бонус товаром, который является бесплатным. Кстати, стоит отметить, что это самый часто используемый вид бонусов от поставщика. Но здесь присутствует негативный момент, который связан с отражением в бухгалтерских документах и документообороте в целом.
- В денежном выражении. Обычно это % от сделки. Это отражается в договоре, оговариваются все нюансы.
- В виде опциона. Суть его в том, что в конкретный период времени закупка товара может быть произведена по льготной цене.
Как оформить юридически
Выплата ретро-бонусов – вид отношений, которые возникают между двумя сторонами. У каждой из сторон есть обязательства. Поэтому и важно оформить эти отношения правильно.
Так как бонусы – это вознаграждение, то правильнее будет, чтобы упростить учет, не осуществлять привязку этих выплат к основному договору купли-продажи. Лучше все-таки оформлять это в качестве отдельного договора.
Договор о ретро-бонусе
Это ключевой документ, в нем зафиксированы обязанности сторон, а также алгоритм взаимодействия.
В нем должны быть приведены следующие формулировки:
- В наименовании документа нужно указать о чем он.
- Стороны называются «покупатель» и «продавец».
- Договору присваивается определенный номер.
- Фиксируется дата, когда договор был заключен.
Кроме этого, в договор включают подпункты, имеющие серьезное значение:
- Касающиеся стоимости товара;
- Регламентирующие вариант оплаты товара: наличным или по безналу;
- Сумма ретро-бонуса в процентах;
- В течение какого периода времени будут начислять бонусы и так далее.
Соглашение о ретро-бонусе
В некоторых ситуациях этот документ дублирует основной договор. Отличие соглашения и договора заключается в том, что оно может носить устный характер. Также оно может дополнять заключенный ранее договор.
Расчеты ретро-бонуса
Буквально в прошлом году размер вознаграждения, которое выплачивается в виде ретро-бонуса составлял до 10%. В настоящее время по решению Правительства РФ показатель уменьшен до 5%. Также соответствующие поправки внесены в законодательство на федеральном уровне.
Если заключенный договор новым условиям не соответствует, то с января текущего года он утратил свою силу.
Что касается формулы расчета, то выглядит она следующим образом:
Вознаграждение за приобретение определенного объема товара + компенсация за определенные услуги = ретро-бонус.
Услугами, включенными в сумму бонуса, могут быть:
- Логистические услуги;
- Услуги по упаковке товаров;
- Услуги по продвижению товара.
В расчет не входит НДС, который предъявляется ритейлеру, а также акцизы, если товар подакцизный.
Пример. По условиям договора у поставщика закупают товар на 5 млн. рублей. В общей сложности на услуги по логистике, работам с товаром, мы потратили 150 000 рублей. В этой ситуации максимальный размер бонуса может быть 250 000 рублей. Это 5% от 5 млн. рублей. За услуги компенсируется 200 000, за товар – 50 000.
Товары как бонус
Мы уже отмечали, что это самый часто встречающийся вид бонусов. Обычно в этом случае товары поставляют, не требуя оплаты. Но в данной ситуации возникают налоговые обязательства по НДС у того, кто товары произвел или продал, а также по валовому доходу у того, кто их получил.
Чтобы избежать проблем, нужно поступить следующим образом:
- Договор следует составить с учетом всех тонкостей юридического характера;
- Все операции подтверждать официальными документами;
- Объем работ, за которые начислен бонус, также удостоверить документами;
- В момент выплаты бонуса применять понятие «оплата услуг, которые были оказаны», а не какую-либо другую.
Бонус как % от объема товара
Если бонус планируется выплачивать в подобном виде, то все условия по его начислению должны быть прописаны в договоре. При этом специалисты по бухгалтерии очень настороженно относятся к таким договорам.
В договоре сразу упоминается, что цена товара включает в себя бонус, который будет выплачен, как только определенный объем покупок будет достигнут. Также предусматривается уведомление и согласование сторонами того момента, когда бонусы начнут начисляться.
Уведомление подписывается двумя сторонами, это означает, что согласована сумма бонуса и дата его выплаты.
Как оформить в бухгалтерском и налоговом учете
Оформление ретро-бонусов в бухгалтерской отчетности в настоящее время провоцирует серьезные споры между всеми участниками рынка. Даже специалисты по бухгалтерии отмечают, что вести учет этих операций сложно. Самым распространенным вопросом является процедура уплаты НДС с тех бонусов, которые получил дистрибьютор.
Бывает, что поставщики ведут расчет бонусов, сразу увеличивая их на % НДС. Но такое условие вызывает просто бурю недовольства – вернуть деньги в таком количестве поставщики просто не могут.
Как говорят эксперты, процедура налогообложения бонусов будет зависеть и от того, какой конкретно товар поставляется – продовольственной группы или непродовольственной.
Если продукты пищевые, то есть некоторые ограничения. К примеру, согласно законам РФ, если товар продовольственный и в его цену уже входит НДС, то бонус высчитывают, ориентируясь на стоимость с НДС.
Ретро-бонус и уменьшение цены
Несмотря на тот факт, что ретро-бонус оформляется договором с ценами на товары, которые предоставляются получателю сразу же. Бывают ситуации, когда они могут быть подвергнуты пересмотру.
Пример. Это может произойти, если сделку заключили во время налогового периода, а скидку сделали на тот товар, который будет отгружен по прошествии этого времени.
Но прежде чем использовать такой вариант бонусов, нужно разобраться, какие тонкости есть в бухгалтерском оформлении этой скидки. Может быть, стоит даже проконсультироваться со специалистами по этому вопросу.
В бухучете такую скидку оформляют используя отрицательную счет-фактуру. Эта процедура полностью легальна еще с 2011 года.
Механизм здесь простой: продавец составляет корректировочную счет-фактуру. Затем получателя бонуса уведомляет о том, что цена снижена. А получатель дает на это свое согласие в письменном виде.
Только если оба этих условия выполнены, продавец может оформить эту скидку как вид бонуса.
Варианты отражения в бухучете
Самым часто применяемым вариантом считают тот, когда ретро-бонусы вносятся в себестоимость товара либо на финансовый результат, полученный предприятием. Другие поставщики, наоборот, относят бонусы на прочие расходы компании, а данные об операциях по выплате отражают на спецсчетах, используя бухгалтерские проводки.
Заключение
Ретро-бонус – инструмент, который способен открыть обширные перспективы перед поставщиками товаров и теми, кто эти товары производит. Мотивация – это серьезный фактор, а ожидание мотивации вообще способно творить чудеса. Но будьте максимально внимательны при оформлении документов и отчетности по ретро-бонусам.
Если будет допущена малейшая ошибка, это может повлечь за собой проблемы с законодательством.
Если возможно прошу примерный Договор с ретро-бонусом, чтобы избежать ошибок.